ДУХОВНОЕ ДУХОВНЫМ

2-я Паралипоменон 9

(Ср. 3 Цар X:1–25; XI:41–43).

1–12. Посещение Соломона царицей Савской. 23–28. Богатства, роскошь и слава Соломона. 29–31. Заключительные замечания о царствовании Соломона.

1-12. Повествование 2 Пар о посещении Соломона царицей Савской почти дословно сходно с параллельным рассказам 3 Цар X:1–13. См. Толков. Библию II. В евр. тексте неодинаково в обеих книгах названо устроенное Соломоном сооружение для храма и для дворца: по 2 Пар (ст. 11) месиллот — лестницы, LXX: αναβάσεις, Vulg.: gradus, сл.: степени, по 3 Цар (ст. 12) — мисад, «перила». Археология ветхозаветного храма решает этот вопрос в пользу терминологии 2 Пар (Олесницкий, с. 248).


13-20. Сн. 3 Цар X:14–21. Об устройстве престола или царского трона Соломона по иудейской традиции см. замечания к 3 Цар VII:7 в Толков. Библии II, с. 458.


21. Сн. 3 Цар X:22. Во 2 Пар здесь, как и в XX:37–38, представляется, будто флот Соломона совершал плавание в Фарсис; на самом же деле он ходил в Офир, и название «Фарсисский» имеет другой смысл. См. Толков. Библию т. II, с. 467.


25-28. Здесь только ст. 26 дает новую мысль (ср. 3 Цар IV:21), стихи же 25, 27–28 представляют повторение сказанного в 1 гл. 14–17 ст. 2 Пар. Сн. также 3 Цар X:26–27 и IV:26. Число имевшихся у Соломона стойл или колесниц в разных местах и по разным текстам неодинаково: по данному месту 2 Пар и по 3 Цар IV:26 — 40 000 стойл (по некоторым кодд. LXX и Vulg, также слав. — 40 000 коней); по 2 Пар I:14 и 3 Цар X:26 — 1 400 колесниц. Но для 1 400 колесниц не было нужды в 40 000 конях; вероятно, следует читать: 4 000 коней (проф. Гуляева, с. 514; проф. Олесницкий, с. 646; Толков. Библия II, с. 453).


29-31. Сн. 3 Цар XI:41–43. Падение Соломона и суд Божий над ним и домом Божиим, о чем рассказывает 3-я книга Царств (XI:1–40), не входят в повествования 2 Паралипоменон: летописный характер книг Паралипоменон и особая цель этих книг, по-видимому, не допускали включения в повествование упомянутого материала (подобно как политические придворные происшествия, рассказанные в I–II главах 3 Цар, не вошли в кн. Паралипоменон) . Летописный и документальный характер книг Паралипоменон отмечается здесь (ст. 29) подробным указанием трудов известных пророков — историографов; Нафана, Ахии, Иеддо, тогда как в параллельном стихе 3 Цар (XI:41) названа лишь вообще «книга дел Соломоновых». «Пророк Нафан принадлежит к числу тех лиц, о которых в кн. Паралипоменон не раз упоминается, но писания которых не дошли до нас. О пророке Нафане упоминается во 2 Цар VII:2 след.; XII:1 сл.; 3 Цар I:8 сл; Пс L:2; 1 Пар XVII:1 сл; XXIX:29; 2 Пар IX:29; XXIX:25. Из этих мест видно, что он имел значительное влияние как на политические, так и на церковные» (проф. Гуляев, с. 514-515). Ахия Силомлянин известен только по предсказаниям: о разделении еврейского царства на два (3 Цар XI:29 сл.) и о гибели дома Иеровоама (3 Цар XIV:4 сл.; 2 Пар X:15); кроме того, по данному месту, составлял летописи; последнее известно и о Иеддо, упоминаемом еще во 2 Пар XII:15; XIII:22.