ДУХОВНОЕ ДУХОВНЫМ

1 кн. Маккавейская 7

Воцарение Димитрия Селевка (1–4). Отправление им в Иудею Алкима и Вакхида (5–11). Вероломство их по отношению к благочестивым книжникам (12–18). Возвращение Вакхида и Алкима к царю (19–25). Поход Никанора на Иудею, сражение при Xафарсаламе, отступление Иуды (26–32). Никанор в Иерусалиме и храме (33–39). Битва при Вефороне, гибель Никанора и бегство сирийцев (40–47). Радость народа (48–50) (ср. 2 Мак XIV и XV; Ios. Antt. XII, 10, 1–5).

1. «В 151 г.», т. е. э. Сел. = 161 г. до Р. Х. — «Сын Селевка…», т. е. IV-го с этим именем — Филопатора, старшего сына Антиоха Великого (см. к I:10). — По смерти этого Селевка, сын его — Димитрий — тогда же должен был бы наследовать его трон. Но так как он был тогда заложником в Риме, то правление царством взял на себя его дядя — Антиох Епифан, который пред своею смертью предоставил царство своему несовершеннолетнему сыну Антиоху Евпатору под регентством Филиппа (VI:14 и д.). Но Димитрий, узнав о смерти Антиоха Епифана, предъявил перед римским сенатом свои права на сирийский трон, — впрочем, безрезультатно, — вероятно потому, что сенат, в интересах Римского государства, нашел более выгодным, чтобы в Сирии правил мальчик, а не самостоятельный муж 22 лет, каким был тогда Димитрий. Однако, спустя некоторое время, Димитрий все-таки нашел случай уплыть из Рима в Сирию на одном из карфагенских кораблей (ср. Polyb. XXXI, 19–23, App. Syr. с. 47; Liv. Epit. XLVI и Justin, XXXIV, 3, 4–9). — «Приморский город», в котором Димитрий воцарился, был по 2 Мак XIV:1Триполис. — «С немногими людьми…» — по Полив. XXXI, 22, 11 — с 8 друзьями, 5 слугами и 3 мальчиками. Это показание не станет в противоречие с 2 Мак XIV:1, где говорится, что Димитрий приплыл с сильным сухопутным и морским войском — μεταπλήθους ίσχυρου και στόλου, если допустить, что в первом случае говорится собственно о первоначальной высадке Димитрия в Триполисе, а во втором — о посадке на корабли в гавани этого города с целью овладения царством.


2. «Царственный дом отцов…» — οίκος βασιλέις (Дан IV:27; Есф I:9; II:16) — царская резиденция, т. е. Антиохия.


3. Повеление Димитрия — «не показывать ему лиц» Антиоха и Лисия — вызывалось, вероятно, его опасениями, что он не в силах будет отказать им в помиловании, если они начнут просить его о том.


5. «Алким» — 'Αλκιμος, по Ios. Antt. XII, 9, 7 также Ίάκειμος. — «Домогаясь священства…» — по ст. — «первосвященства» . По 2 Мак XIV:3, 7 — он был уже ранее первосвященником, но за свою наклонность к языческим обычаям был отставлен благочестивыми иудеями.


6. «Друзей твоих…», т. е. приверженцев твоих в иудейском народе.


12-13. «Собрание книжников…», συναγωγή γραμματέων — толпа книжников (συναγωγή — как II:42 γραμματεις — как Езд VII:6; XI; Неем VIII:4, — след., иначе чем в нашей книге V:42), посвятивших себя изучению Слова Божия и научению, наставлению в нем других — «учителей закона». Эти книжники пришли к Алкиму и Вакхиду «искать справедливости…» — έκζητήσαι δίκαια, т. е. правды, права жить праведно, по отеческим законам, на основании заключенного уже иудеями с Антиохом Евпатором мира (VI:59). Следующий стих (13) в связи или сравнении с предыдущим может иметь двоякий смысл. Это зависит от того, какой смысл придать выражению: «первые из сынов Израилевых» . Если видеть в этом выражении желание писателя обозначить время, или порядок представления Алкиму и Вакхиду той и другой части народа, тогда стих 13 будет иметь такой смысл: «первыми из сынов Израилевых, искавших мира у них (т. е. Алкима и Вакхида) были Асидеи». Если же «первые» здесь употреблено в смысле «лучшие», тогда мысль обоих этих стихов (12, 13) будет такова: «к Алкиму и Вакхиду сошлось собрание книжников искать справедливости. В том числе были и лучшие из сынов Израилевых — Асидеи, которые искали у них мира…» Возможно и так представлять дело, что Асидеи составляли не часть партии книжников и не особую партию от нее, а наоборот — эти книжники составляли часть партии Асидеев или всю ее. В таком случае мысль может быть здесь и такова: «к Алкиму… сошлось собрание книжников…: это были лучшие из сынов Израилевых — Асидеи…», и т. д. — Алким был — по Ios. Antt. XII, 9, 7 — ούκ έκ τής των αρχιερέων γενεάς, или, как он яснее выражается в XX, 10 γένους μεν του 'Ααρωνος, ούκ όντα δέ τής οικίας ταύτης, т. е. не из семьи умерщвленного Менелая, которого он производит от Аарона по Елеазаровой линии. Таким образом, Алким делается первосвященником помимо ближайшего кандидата на первосвященство, каковым был Ония, сын также Онии (III), старшего из тех 3 братьев — детей Симона, которые один за другим перебыли все первосвященниками (Ония, Иисус (Иасон) и Ония — Менелай).


15. «Клялся им…» Xотя здесь не упоминается о клятве Вакхида, но из дальнейшего видно (ст. 18), что или Алким, давая народу клятву, давал ее вместе и за Вакхида, или сам Вакхид дал такую же клятву здесь не упомянутую.


16-17. Текст Писания, который писатель приводит, сообщив о вероломно жестоком избиении 60 мужей, заимствован из Пс LXXVIII:2–3. Этот «псалом Асафа» ближайшим образом повествует собственно о халдейском разрушении Иерусалима: здесь же вспоминается по сходству событий.


18. «Постановление» — ή στάσις, т. е. договор, обещание.


19. «Визефа» — Βηζείθ — местоположение этой стоянки Вакхида точно неизвестно. Некоторые думают, что это был холм Везефа, впоследствии обстроившийся и ставший пригородом Иерусалима, или частью его (ср. Ios. De bell. jud. V, 4, 2); во всяком случае, это место расправы с иудеями было не столь далеко от Иерусалима. — «Поймал многих из бежавших от него мужей…», т. е. вероятно — тех из иудеев, которые, вместе с отречением от своей веры, сначала присоединились к сирийцам, но потом снова отпали от них. — «И некоторых из народа…», вероятно, казавшихся Вакхиду наиболее подозрительными в смысле сочувствия и содействия сирийцам.


21. «Домогательство» первосвященства Алкимом было домогательство силой оставленных ему Вакхидом войск. Показание Ios. Antt. XII, 10, 3, что Алким льстивыми речами старался снискать благоволение народа, мало согласуется с выражением подлинника ήγωνισατο и произошло вероятно от ложного истолкования 22 ст.


22. «Произвели великое поражение в Израиле…», т. е. умертвили многих правоверных израильтян.


24. «Сделал отмщение отступникам», — т. е. тем, о которых говорится в 22 ст., — «и они перестали входить в эту страну», т. е. с целью «возмущать» народ свой и производить «великое поражение в Израиле» (тот же ст.). — После того как Антиох Евпатор заключил с иудеями мир, предоставив им жить по их отеческим обычаям и законам (VI:61), — Иуда, вероятно, на некоторое время позволил своему войску разойтись по домам, приняв меры, чтобы в случае необходимости оно быстро сплотилось вновь около него. Когда затем Димитрий по вступлении на Сирийский престол прислал Вакхида и Алкима с сильным войском в Иудею, Иуда с братьями не поддался на коварно мирные слова пришельцев и решил выждать дальнейших событий. Несчастная судьба книжников и Асидеев, поддавшихся на удочку врагов, оправдала его опасения и вывела его из выжидательного образа действий вновь на дело кровавого ополчения за веру и свободу. Успехи Иуды в короткое время привели к тому, что Алким вынужден был возвратиться к царю, с жалобами на иудейского витязя и с просьбою о послании на Иудею нового сильного войска (23–26 ст.).


26. Никанор, уже выступавший против иудеев при Антиохе Епифане (III:38), был — по 2 Мак XIV:12 — заведующим над боевыми слонами, по Иосифу — бежал вместе с Димитрием из Рима, по Polyb XXXI, 22, 4 — был там одним из довереннейших его наперсников. Его ненависть и вражда к Израилю особенно понятны после поражения при Еммауме III:38; IV:6 и д.


28. «Видеть лица ваши…» — посетить для личной беседы или переговоров, ср. Исх X:28 и д. — «В мире…», т. е. без злого умысла, мирно, дружественно.


29-30. Повествование о мирных сношениях Иуды с Никанором передается в виде целой саги во 2 Мак XIV:21–29 и д.


31. «Хафарсалама» — Χαφαρσαλαμά — у Иосифа названная κωμη τής — находилась неизвестно где, одно достоверно, что — к югу от Иерусалима, потому что после сражения Никанор убегает в Иерусалим (город Давидов) и потом в Вефорон.


33. «Взошел на гору Сион…», т. е. на гору храма, см. к I:33. — «Всесожжение за царя…» Под владычеством язычников иудеи ввели обычай приносить жертву за царей языческих, как за своих государей, и молиться о них. Так делали они это за персидских царей (Езд VI:10), и позднее — за римских кесарей (ср. Ios. bell. Iud. II, 17, 2; с. Ap. II, 6, Philo, hegat. ad Caj. Opp. II, 592). Это имело основание в напоминании пророка Иеремии XXIX:7 к пленникам — молиться о благосостоянии города, в котором они поселены.


34. «Осквернил их…» — каким образом? — не указано. По Ioc. Gorion. III, 21, 12 он плюнул на них, или, собственно, по направлению к храму.


39. О Вефороне, см. к III:16. — «Пристало к нему здесь войско Сирийское…», т. е. вспомогательный отряд из Сирии.


40. «Иуда… расположился… при Адасе…», έν 'Αδασά — (Иос.: έν 'Αδασοίς, и названа κώμη). Адаса — по Евсевию — в 30 стадиях (3/4 мили) от Вефорона, близ Гофны, след. севернее (NO.) от Вефорона.


41. О поражении ангелом 165 000 ассирийцев — см. 4 Цар XVIII:13; XIX:35.


45. «Преследовали их Израильтяне целый день…» — точнее слав.: «путь дне единаго…». — «До самой Газиры…», точнее слав.: «дондеже пришли в Газир» — εως του έλθείν εις Γάζηρα — до того места как входить в Газиру. Иосиф Фл. исчисляет силы неприятельского войска в 9 000 человек Сильно преувеличено, вероятно, число, указываемое во 2 Мак XV:27 — «не менее 35 000 убитых».


46. «Окружали их…», точнее — слав.: «заключиша их рога ми» (ύπερκεράν). — «И они, оборачиваясь к преследовавшим их, все пали…», — άνέστρεφον ούτοι πρός τούτους…, точнее — слав.: «и возвращахуся тии к ним…» Дело, по-видимому, надо здесь представлять так: преследуемые, чтобы выйти из кольца, в какое угрожали заключить их выбегавшие им навстречу иудеи, поворачивались назад, и, конечно, прежде всего наталкивались на своих же бежавших позади их людей, с которыми в суматохе и панике вступали в рукопашную, принимая за иудеев, и, может быть, просто давя друг друга.


47. «И награбленное ими…» — καί τήν προνομήν, слав.: «и плен» . Это слово у языческих писателей означает «фураж», продовольствие, у LXX — вообще добычу, ср. Втор XXI:10, где также в προνομή разумеются и пленные женщины; здесь, вероятно, — в смысле вообще добычи, набранной врагами за время похода и отнятой снова иудеями. — «И правую руку его, которую он простирал надменно…», т. е. при клятве — ст. . Этим отмечается соответствие наказания преступлению. — «Повесили пред Иерусалимом…», по 2 Мак XV:32–33 — «против храма».


49. Празднование «13-го Адара» («день Никанора»), в память победы над Никанором, совершалось еще во времена Иосифа, но позднее оно вышло из обычая.


50. «Успокоилась земля Иудейская на некоторое время…», в смысле на короткое время ('ημέρας ολίγας), слав.: «на дни малы» .