ДУХОВНОЕ ДУХОВНЫМ

1 кн. Маккавейская 3

Описание мужества Иуды Маккавея (1–9). Победа Иуды над Аполлонием и Сероном (10–26). Приготовления Антиоха к уничтожению иудеев и ополчение последних и приготовление к новой битве (27–60).

3. «Защищая ополчение мечом», т. е. личной отвагой и бдительностью, не прячась в крепости и окопы, но придавая своему лагерю постоянную подвижность и грозную внушительность.


4. «Лев» — в Ветхом Завете излюбленный образ для обозначения мужественного военного героя, Быт XLIX:9; Чис XXIII:24 и др. — «Скимен» — молодой львенок, «рыкающий на добычу», т. е. при устремлении на добычу (Ам III:4).


6. «Благоуспешно было спасение рукою его», т. е. дело спасения народа от Сирийского рабства и мучительства быстро преуспевало благодаря такой ревности храбрости и искусству Иуды.


7. «Огорчил многих царей…» — поверг в горе, печаль, — «Возвеселил Иакова…» — риторическое обозначение народа Израильского.


8. «Отвратил гнев…, т. е. Божий, от Израиля» . — Время Маттафии было более временем скрытой борьбы против главного врага евреев — Сирии. Обладая сильною крепостью в Иерусалиме сирийцы все же имели все преимущества на своей стороне, и достаточно далеко зашли в своих успехах. Но сохранить положение дел на точке этой успешности было уже труднее, чем дойти до нее. Правда, чиновники царские обошли с поручением царским относительно введения идолослужения всю Иудейскую землю с успехом преследовали оставшихся верными Закону Моисееву, истребили целые отряды спасавшихся бегством в горы и пещеры, но при всем том, очевидно, они были не настолько сильны, чтобы воспрепятствовать и Маттафии также обойти с горстью сплотившихся около него храбрецов всю Иудею разрушать повсюду языческие алтари, обрезывать необрезанных, истреблять целыми массами отступников. Для воспрепятствования всему этому требовалось стянуть сюда сильные воинские отряды. Но пока это удалось сделать Маттафия умер, мирно погребенный сыновьями в гробнице отцов своих, и на его место заступил не менее энергичный и храбрый Иуда Маккавей, в самое короткое время успевший еще более сплотить и упрочить положение иудеев. Последние были достаточно готовы, когда сирийцы выступили против них сильным войском под предводительством Аполлония.


10. «Аполлоний», начальник сирийского войска, не определяемый точнее в данном месте, вероятно, представляет одно лицо с упоминаемым в I:29 «начальником податей», который в параллельном месте 2 Мак V:24 носит это же имя. У Флавия он называется также вождем Самарии — της Σαμάρειας στρατηγός, хотя это наименование, быть может основано только на этом же стихе самим историком.


16. «Вефорон» — разделялся узким, крутым ущельем на верхний и нижний Вефорон (Нав XVI:35), причем имел спуск (καταβασις) и подъем (άνάβασις) — в местности, где ныне расположены две небольшие деревни — Beit-ur el Foka на вершине и Beit-ur el Tachta внизу долины, в расстоянии 100 стадий от Иерусалима, на пути в Никополис (Еммаус), Нав X:10.


24. «Преследовали… до самой равнины» — То πεδίον — равнина по морскому побережью, от Иоппии к югу (Втор I:7) до земли Филистимской включительно (ή πεδινή, Нав XV:33 и д., или γή πεδινή — 40 ст. комментир. главы, — известна и под собств. именем ή Σεφηλά).


28. Решив двинуть «все силы царства своего» на Иуду, Антиох прежде всего выдает «войскам своим годовое жалованье», которое, вероятно, уплачивалось до сего времени весьма неисправно, вследствие крайне расстроенных финансов страны; теперь же с напряжением всех последних сил он старается прежде всего удовлетворить войско жалованием, без чего нельзя было бы достаточно положиться на его верность и требовать от него старания и успехов. — «Быть готовыми на всякую надобность…» — справедливо некоторые усматривают здесь опасения Антиоха, что ему придется иметь дело с возмущениями и других подвластных ему народов, после столь удачного опыта иудеев.


31. «Решился идти в Персию…», точнее — здесь разумеется Персия в широком смысле слова, — собственно, Персида (32 ст.), которую составляли Персия и Мидия вместе, и вообще Селевкидские провинции по ту сторону Евфрата (ср. VI:56). — «Собрать побольше серебра…» — не просто через взыскание законных податей, но и путем контрибуций всякого рода вроде, напр., захвата сокровищ храмов (VI:1 и д.), продажи высших должностей, завоевания и разграбления еще не покоренных земель, как, напр., Армении, — по некоторым намекам у Аппиана и Диодора Сицил., — числившейся после поражения Антиоха III в 190 г. — в зависимости от Рима (Страбон, XI, 14; § 15 и 5).


33. «Сына своего Антиоха», царствовавшего впоследствии с именем Евпатора (164–162 до Р. Х.).


37. «Верхние страны…», т. е. вышележащие по ту сторону Евфрата (VI:1) — Персия и Мидия (ср. 2 Мак IX:25; у Поливия V, 40, 5 — oi άνω τόποι и τά άνω μέρη τής Βασιλείας).


38. «Птоломей, сын Дорименов…», упоминается в параллельном месте 2 Мак X:12 — с прозванием Макрон — μάκρων. При Птоломее Филометоре был сделан начальником Кипра, но потом передал этот остров Антиоху Епифану (2 Мак X:13), за что снискал его благоволение и получил в управление Нижнюю Сирию и Финикию (2 Мак IV:45; VIII:8), но потом при Антиохе Евпаторе впал в немилость и кончил жизнь свою отравлением (2 Мак X:13). — «Доримен» — кажется, тот этолиец с этим же именем, который сражался с Антиохом Великим, когда последний занял Нижнюю Сирию (Полив V, 61, 9). — «Никанор» — по 2 Мак VIII:9 — сын известного Патрокла, злого врага иудеев, который в сражении с Иудою нашел себе смерть (VII:26 и д.; 2 Мак XIV и XV гл.). — О Горгии и его деяниях повествуется подробнее в IV:1 и д.; V:56 и д.; 2 Мак X:14 и XII:32 и д.


39. По 2 Мак VIII:9Птоломей, наместник Нижней Сирии и Финикии, послал Никанора с 20 000 мужей в Иудею, чтобы ее разорить, и «присоединил к нему и Горгия», как опытного полководца. С показанием 38–39 ст. это можно согласить, допустив, что все войско, отданное Лисием в распоряжение трех полководцев, было разделено между этими полководцами (IV:1) и оперировало отдельными отрядами быть может не настолько еще готовыми, чтобы тотчас же все вместе могли быть употреблены в дело.


40. «Близ Еммаума…» — 'Εμμαούμ (у Иосифа Фл. и в Сир. 'Εμμαούς, или Άμμαούς) — город в расстоянии около 176 стадий от Иерусалима, на равнине, Вакхидом был обращен в крепость (IX:50). Квинтилием Вадом сожжен (Иoc. Antt. XVII, 10, 9), при Гелиогабале снова восстановлен и переименован в Никополь (Nikopolis), — нынешний Arnivas, жалкая деревенька из нескольких домов; нельзя смешивать с Еммаусом (Лк XXIV), отстоящим на 60 стадий от Иерусалима, как покушались на это некоторые (Иероним в Onom.; из новейших — Robinson, bibl. Forsch, s. 190 и д.).


41. «Имя их…», τό όνομα αύτών — т. е. «слух о них». — «Взяв… и слуг…» — καί παίδας — необходимых для того чтобы стеречь рабов и загонять их. Другие, впрочем, читают здесь και πέδας — «и оковы», что, кажется, будет не менее верно (так в Сир. перев, и у Иосифа Флавия — Antt. XII, 7, 3). — Купля-продажа рабов представляла один из важнейших предметов финикийской и филистимской торговли. — По 2 Мак VIII:10 (ср. и ст.) Никанор вытребовал купцов из приморских городов для покупки у него будущих рабов надеясь этим пополнить дань, причитавшуюся с него римлянам. — С войском Сирии рядом упоминается войско «земли иноплеменных» ; это, вероятно, филистимляне, давние враги их ближайших соседей Иудеи (Суд XIV и д. 1 Цар IV и д.), уничтожение которой представляло и для них важнейший интерес.


43. «За святыню…» — τών άγίων οί τά άγίά, святилище, храм, как в ст. и др.


45. Лирическое излияние жалости к опустошенному и оскверненному Иерусалиму. — «Иерусалим был необитаем, как пустыня…», ближе — это «необитание» определяется далее в том смысле, что «не было ни входящего в него, ни выходящего из него из природных жителей его», и что «он стал жилищем язычников…» (ср. I:38). — «Сыновья инородных были в крепости его…» (см. к I:33).


46. «Массифа» — Μασσηφά, как Суд XX:1 также Μασφά, V:35, и Нав XV:38, Цар VII:5 и д. — город в колене Вениаминовом, Нав XVIII:26 — в 5 милях от Иерусалима, недалеко от Рамы, на месте нынешнего Neby Samnil, на высокой горе с далеким видом на Иерусалим, на Средиземное море и Восточно-Иорданские горы. — Здесь собирались израильтяне, чтобы установить наказание колену Вениамина (Суд XX:1; XXI:1), здесь же Самуил собирал народ, чтобы смириться ему пред Господом, и своею молитвою испросил у Бога победу над филистимлянами (1 Цар VII). — К этим собраниям народа в Массифе во времена Судей и при Самуиле относится замечание 46 ст., что «место молитвы у Израильтян было прежде в Массифе» . Это издревле священное место избрал Самуил для молитвы народа, после того как скиния свидения, стоявшая в Силоме, (Нав XVIII:26), через утрату ковчега Завета, потеряла значение главной святыни Израиля. Так и теперь — избрали это же место для общенародной молитвы Маккавеи, после того как Иерусалим перешел в руки врагов и вместе с храмом подвергся такому осквернению.


48. Чтобы надругаться над Моисеевой религией и благоговением иудеев перед их священными книгами, язычники делали изображения своих богов на тех экземплярах закона, которые находили. Это поругание Слова Божия израильтяне и представили теперь пред лицом Господа, раскрыв в своем молитвенном собрании одну из этих оскверненных и поруганных книг, чтобы сама книга самим делом и своим печальным видом — безмолвно вопияла к Господу об этом беззаконии, и чтобы Господь этим поруганием Его Слова подвигся гневом и Своим праведным мщением на беззаконников. — Нечто подобное и с той же целью сделал некогда Езекия, принеся в храм пред Лице Иеговы богохульное письмо Сеннахирима (Санхерива) — 4 Цар XIX:14 и д.


49. «Принесли… первородных и десятины…» . Первые (πρωτογεννήματα) — выкупались при храме принесением особой жертвы, вторые — поступали на содержание храма и священников, Исх XXIII:19; Лев XXIII:10 и д.; Чис XVIII:12 и д.; Втор XXVI:2 и д. Лев XXVII:30 и д.; Чис XVIII:20 и д. — Назореи, исполнившие дни обетов своих, разрешались от них также при храме, принесением особо установленных жертв, Чис IX:5, 13; VI:13 и д. — Все эти установленные от Бога священнодействия оставались без возможности совершения, ввиду осквернения и полного опустошения храма, и теперь выставлялись на вид, как одно из сильнейших средств преклонить Господа Бога на помощь и сострадание к бедствующему Израилю.


54. «Вострубили трубами и воскликнули громким голосом…», чтобы выразить высшую силу молитвы и надежду на ее услышание Богом. Такой прием имел свое основание в особом предписании Слова Божия (Чис X:7, 10), где Господь повелел пользоваться трубными звуками для созыва собраний, для поднятия тревоги при нападении врагов и при выступлении в поход, для выражения праздничной радости во время жертвоприношений и молитвы. По мысли Божественного установления, эти трубные звуки должны были быть напоминанием о народе пред Богом Израиля, и это напоминание теперь особенно желал сделать сильным народ, чувствовавший себя как бы оставленным и забытым от Бога.


55. Установление Иудою мелких вождей для народа — тысяченачальников, стоначальников, пятьдесятиначальников и десятиначальников — воскрешало древний строй народа, введенный еще Моисеем (Чис XXXI:43, 52; 1 Цар VIII:12; 4 Цар I:9 и д.), причем этот строй имел ввиду облегчать не только военные действия, но и вообще управление народом в мирное время.


56. Следуя точно постановлению закона во Втор XX:5–8, — Иуда отпускает из ополчения всех, которые только что — или построили дома, или обручились с женами, или насадили виноградники — и не успели еще воспользоваться всем этим, а также всех малодушных, боязливых, «дабы — как говорится в указанном месте — он, т. е. боязливый, не сделал робкими сердца братьев его, как его сердце» .


57. Составив отборное войско, Иуда идет и располагается станом «на юге от Еммаума», т. е. вблизи врага (ст. ), воодушевляя всех горячим призывом «умереть» в сражении за «святыню нашу» .


58. «Опояшьтесь…» При всяком важном деле евреи приступали к нему с «поясом на чреслах своих». — «И будьте мужественны…» — καί γίνεοθ είς υιούς δυνατούς (ср. 2 Цар II:7; XIII:28); слав. точнее: «и будите в сы ны си льны…»