ДУХОВНОЕ ДУХОВНЫМ

1-я Царств 15

Истребите амаликитян. Окончательный разрыв между царем Саулом и пророком Самуилом.

2. См. Исх XVII:8-16. Амаликитяне - кочевники северной части Синайского полуострова, между Идумеей и Египтом.

3. И Иерима (ср. 8 ст. ). Предполагают, что Иерим был один из предводителей амаликитян, чем-либо особенно выделявшийся среди других их начальников.

4. Телаим - на юге Xанаана, вблизи иудейской границы.

6. Кинеяне - одно из племен среди амаликитян (ср. Исx II:15-21; Чис X:29-33; Суд I:16), дружественное евреям.

7. Точное местоположение Xавилы неизвестно. Сур - часть аравийской пустыни, прилегающая к Eгипту (Быт XVI:7; Исх XV:22).

9. Новое нарушение со стороны Саула воли пророка Господня (ср. XIII:8-14; XV:1-3. См. прим. к 6 ст. VIII гл. ).

10-11. Ср. XIII:8-14. И опечалился Самуил и взывал ко Господу целую ночь, прося вразумить его относительно того, как он должен поступить теперь с Саулом.

12. Упоминаемый здесь Кармил - город Иудина колена, расположенный на юг от Xеврона.

Поставил себе памятник (какой-либо столб с надписью) - в ознаменование и увековечение одержанной победы. Вероятно, и Агаг был пощажен (ст. 9) не ради самого Агага, а дабы увеличить его присутствием блеск триумфатора.

13. Когда пришел Самуил для принесения жертвы. Ср. X:8; XI:14-15; XIII:8-11. См. прим. к 9 ст. VII гл.

Я исполнил слово Господа; см. 1-3 ст.

15. Девятый стих заставляет предполагать, что Саул и его войско оставили себе лучшее из достояния амаликитян далеко не по религиозным соображениям.

17-19. Отмечается неблагодарность Саула. Воздвигнутый из ничтожества (ст. 17) на высоту царского престола Саул не обнаружил должного подчинения воле Воздвигшего его.

21. См. прим. к 15 ст.

22-23. См. 1-3, 10-11, 17-19 ст.

24-31. Саул сознавал, что он согрешил, нарушив волю Божию, но не чувствовал этого гpexa, не терзался внутренним очищающим раскаянием. Внешне честолюбивую душу Саула угнетала мысль не столько о том, что eго может покинуть Господь, сколько о том, что его сейчас оставит разгневанный пророк Господень и своим уходом уронит его престиж пред князьями и народом. Щадя не Саула, а честь еврейского царя, Самуил остался и совершил положенное жертвоприношение.

32-33. Ср. ст. 3.

35. Потому что Господь раскаялся, что воцарил Саула (Ср. 10-11; XVI:1, 7): человекообразное выражение, говорящее о том, что первый царь евреев не воспользовался богодарованными ему средствами для того, чтобы быть ревностным орудием воли Божией на благо свое и вверенного ему народа.