ДУХОВНОЕ ДУХОВНЫМ

Ездра 5

1-2. Выступление пророков Агтея и Захарии и возобновление постройки храма. 3-5. Вмешательство заречного областемачальнмэ Фафная. 16-17. Письма Фафная к Дарию.

1. Но пророк Аггей и пророк Захария, сын Аддо, говорили иудеям. Некоторые исследователи (особенно Meyer, Entstechung ludenttoims. S. 80) причиной выступления пророков в начале царствония Дария считают политические смуты

в Персии, выразившиеся восстанием многих областей. Эти смуты будто бы давали иудеям надежду на получение полной независимости. Пророк Аггей и Захария и выступают в качестве провозвестников этой надежды, в качестве политических агитаторов. Однако Библия ничего не говорит о политическом брожении, охватившем Иудею. Из книги пророка Агтея ясно видно, что мотивом к выступлению его послужило прекращение постройки храма. Этот мотив нельзя считать маловажным, так как храм имел чрезвычайно важное значение в теократической жизни народа.

2. Увещания пророков, как видно и из Агг I, имели успех, и постройка храма началась вновь. Замечание ст. 2, что вместе с Зоровавелем и Иисусом "начали строить дом Божий и пророки Божий", должно быть понимаемо не столько в смысле указания на физическое участие пророков в постройке, сколько на их нравственное содействие ей.

3. Начинается повествование о противодействии постройке со стороны персидского областеначапьника. В то время. Работы по восстановлению храма начались в половине 2 года Дария, а закончились в 6-й год (1 Езд VI, 15) и, значит, продолжались не более 41/2 лет; в этот срок Фафнай отправил царю известие о происходящем в Иерусалиме, получил ответное распоряжение и успел принять участие в постройке храма. Поэтому замечание писателя в то время

должно указывать на ближайший к началу постройки момент. Вместо имени Фафнай во 2 Езд читается SisinnhV и у LXX QanJanai. По-видимому, Фафнаю принадлежало начальство над всей страной к западу от Евфрата, и Зоровавель, которому вверено было управление только Иудеей, был ему подчинен.

Кто дал вам разршение строить дом сей и доделывать стены. Очевидно, иудеи не имели у себя письменного указа Кира. Однако трудно допустить, чтобы Фафнай, главный начальник страны, не знал о данном иудеям разрешении на постройку. Как можно заключить из дальнейшего, вопрос Фафная касается собственно законности производства постройки именно в таком, а не ином виде. Поясняя данное место, И. Флавий говорит, что сановники "спросили начальников над иудеями, кто им позволил таким образом строить храм, что он скорее походит накрепость, чем на святилище".

5 Заподозрив иудеев в противоправительственных намерениях, Фафнай обратился за разъяснениями к царю. Но так как ему изеестно было существование разрешения на постройку, то он, очевидно, не счел себя вправе остановить ее.

6 Афарсахеи, вероятно, тождественны с упоминаемыми в IV, 9 Афарсафхеими.

8 К дому Бога великого. Выражение, не представляющее ничего неестественного и в устах персидских начальников, так как Иегова почитался многими. — Дерево вкладывается в стены. Речь идет, вероятно, о вкладывании балок.

13 Но в первый год Кира, Царя Вавилонского. Название персидских царей вавилонскими со времени Кира встречается и в других, не библейских документах. По-видимому, титул царя вавилонского для народов передней Азии звучал так же, как титул "римского императора" для народов средних веков.

16 И с тех пор доселе он строится. Этими словами иудеи желают показать, что вновь начатая ими постройка есть только продолжение дела, разрешенного Киром,

17 Пусть поищут в доме сокровищ. 2 Езд VI, 21 то же выражение передается : "пусть поищут в царских книгохранилищах". Если в ст. 17 нет ошибки в тексте, то из него можно заключать, что в доме сокровищу персов хранились и важные документы.