ДУХОВНОЕ ДУХОВНЫМ

Иеремия 52

1–34. Разрушение Иерусалима и перемена в положении плененного царя Иехонии.

1-34 Во исполнение пророчеств Иеремии, Иерусалим был взят халдеями и разрушен, жители его — частью выселены, частью умерщвлены, храм — сожжен, а все вещи из него, частью в изломанном виде, были унесены в Вавилон. В конце главы говорится о благоприятной перемене в положении пленного царя иудейского Иехонии.

1 Эта глава, образующая прибавление к книге Иеремии, не стоит в прямой связи с предшествующими главами книги. Она, по содержанию, представляется почти тождественною с последним отделом 4-й книги Царств (XXIV:18–XXV:30). Только вместо того, что находится в 22–26 ст. XXV-й главы 4-й кн. Царств, у Иеремии вставлено, неизвестно откуда взятое, перечисление уведенных Навуходоносором иудеев (ст. II:8–30).

2-3 Этих стихов нет в перев. LXX. Объяснение см. 4 Цар XXIV:18–20.

4-11 представляют почти повторение 4 Цар XXV:1–8. Объяснение см. там.

6 Указания на 4-й месяц нет ни в кн. Царств, ни у LХХ, хотя было необходимо сказать о девятом дне какого месяца там идет речь.

7 У Иеремии сказано обстоятельнее, что в бегстве с Седекией участвовал и весь гарнизон Иерусалима (ср. 4 Цар XXV:4).

10-11 У Иеремии излагают дело полнее, чем 4 Цар XXV:7. — Дом стражи — точнее с евр.: «исправительный дом», где, вероятно, Седекия с другими пленниками должен был молоть муку, как некогда Самсон (Суд XVI:21). На это указывает перевод LXX: дом жерновный.

12-16 представляют собою повторение 4 Цар XXV:8–12; 4 Цар XXV:8 указывает, что прибытие Навузардана и сожжение храма имело место в седьмой день 5-го месяца, а Иеремия относит то и другое к десятому дню. Какая дата правильнее — решить едва ли возможно.

17 и сл. до 23 — ср. 4 Цар XXV:13 и сл. У Иеремии здесь все изложено полнее, чем в 4 Цар.

18-19 И в том, и в другом стихе говорится о чашах, но это не повторение: в одном случае, чаши разумеются медные, в другом — золотые и серебряные. Можно полагать, что после того как Навуходоносор взял храмовые сосуды в 597 г. при отведении в плен Иехонии (4 Цар XXIV:13), таковые сосуды были сделаны, в короткое время, вновь.

20 Двенадцать медных волов. Этого выражения нет в 4 Цар XXV:16. Оно взято кем-то из 3 Цар VII:23–26 и, притом, неудачно, так как волы эти еще при Ахазе были отданы в дань Ассирийскому царю Феглафелассару (4 Цар XVI:17). Нужно читать: «море и (десять) подстав…»

23 Этого указания нет в 4 Цар.

24-27 стихи сходны с 4 Цар XXV:18 и сл.

28-30 Это стихи, не имеющиеся в 4 Цар и даже у LXX, устанавливают, что иудеев уведено в плен Навуходоносором 4600 душ. Здесь заметны некоторые хронологические неточности. Именно первое переселение (при Иехонии) иудеев отнесено к 7-му году царствования Навуходоносора, следовательно, к 597-му г. до Р. X., а в 4 Цар — к 8-му г. Какое показание вернее — сказать трудно. Новейшие толкователи не считают даже возможным видеть у Иеремии указание на пленение Иехонии и читают вместо седьмой год — семнадцатый год, следовательно, имеют в виду пленение иудеев из Седекии, в 10-й год его царствования… Затем, в 30-й ст. указывается на какое-то переселение иудеев, в числе 745-ти душ, которое имело место в пятом году по разрушении Иерусалима. Ни о каком подобном случае из других источников не известно, да и странным представляется переселение иудеев из разрушенного уже Иерусалима. Можно допустить только, что здесь ведется какой-то особый счет годам царствования Навуходоносора…

31-34 Объяснения см. в 4 Цар XXV:27–30.