ДУХОВНОЕ ДУХОВНЫМ

Сирах 24

Гимн Божественной Премудрости: божественное происхождение Премудрости, Ее вездесущее, сугубое пребывание в избранном народе; духовное величие Божественной Премудрости, благотворность и спасительность Ее трапезы.

1. В пределах книг Ветхого Завета наиболее пространное учение о премудрости божественной мы встречаем в книгах: Притчей Соломоновых, Премудрости Соломоновой и Премудрости Иисуса, сына Сирахова. В объем понятия премудрости божественной священные писатели включают или понятие о Премудрости ипостасной; или понятие о Премудрости, как свойстве ума божественного, проявляемого в мировом творении; или понятие о мудрости человеческой, созданной во образ Премудрости божественной. В данной главе идет речь совместно и о творческой премудрости ума божественного (Притч III:19 ), и о Премудрости ипостасной, действиями которой запечатлено бытие всей сущей благости (Ин I:1–5) .


3-6. Говорится о божественном достоинстве и вездесущей творческой Премудрости.


7-13. Говорится о вечной Премудрости Божественной (ст. 10) и сугубом обитании Ее в избранном народе Божием. О воздействии Божественной Премудрости на избранный народ еврейский (а через него и на остальное человечество) свидетельствует вся история избранного народа.


14-20. Путем сравнений, взятых из царства растений, уясняется мысль о чрезвычайном величии, могуществе и благотворности духовных даров Божественной Премудрости.


21-24. Насыщающиеся духовными дарами Божественной Премудрости сподобятся истинного благополучия и блаженства.


25-29. Книга завета Бога Всевышнего, закон, который заповедал Моисей, служит совершенным отображением действий Божественной Премудрости в отношении избранного народа, а через него — и всего человечества. Благотворность действования на верующих богодарованного закона сравнивается с благотворным действованием на жаждущую землю обильных струй райских рек Тигра, Евфрата, Гиона, Фисона.


30-36. Полнота Божественной Премудрости необъятна: мысли ее — полнее моря, намерения — глубже великой бездны; средства ее — неистощимы; благотворное и спасительное действование — бесконечно.


37. Стих представляет собою послесловие писателя книги.