ДУХОВНОЕ ДУХОВНЫМ

К Евреям 6

Побуждение к совершенству (1-3). Бесполезность этих побуждений для отпавших (4-6). Печальная участь последних (7-8). Надежда на лучшее состояние слушателей (9-12). Непреложность обетований Божиих за веру и долготерпение (13-20).

1 "Оставивши начатки учения Христова...", т.е. не останавливаясь подробно на начатках учения - на том, что более или менее известно и понятно, - поспешим к совершенству..., т.е. познания учения Христова, ведущего за собою и нравственное совершенство людей. - "Не станем снова полагать..." - мысль, разъясняющая первое предложение ("оставивши начатки...") в отрицательной форме. В числе вопросов, которыми апостол сейчас считает излишним заниматься, откладывая, впрочем, лишь до другого удобного времени, перечисляются: покаяние ("обращение от мертвых дел"), вера, крещение, возложение рук, воскресение мертвых и вечный суд. - "Обращение от мертвых дел" - собственно оставление еврейской обрядности или бесплодных дел закона (Рим 3:20), а затем уже - и вообще оставление греховных дел, коим приличествует название мертвых потому, что они ведут к вечной смерти, удаляя от истинной жизни (ср. IX:14).

2 "Учение о крещениях..." Множественное число употреблено, вероятно, в отношении ко множеству крещаемых, а может быть и потому, что апостол мыслит здесь и отличные от христианского крещения иудейские очищения (baptismoi) и Иоанново крещение, различие коих от христианского таинства предполагается известным. Под возложением рук - несомненно - разумеется следовавшее за крещением таинство миропомазания, совершавшееся тогда над всеми через возложение рук с низведением на крещаемых Св. Духа. - "О воскресении мертвых и о суде вечном..." апостол находит возможным не говорить, потому что учение об этом также достаточно должно быть известно и из устной проповеди апостолов, и из посланий их, особенно Апостола Павла (1Кор.15:1; Сол 4:17 и др.).

4 В 3 стихе апостол обещает подробнее говорить и обо всем упомянутом, и это обещание отчасти начинает выполнять, говоря о покаянии (в соответствие 1 ст.) после предполагаемого отпадения, которое он изображает как дело страшное и ужасное во всех отношениях. По-видимому, он усматривал некоторые признаки этого отпадения в читателях, и потому говорит с такою силою против него, выражая уверенность, что его собеседники держатся правого пути (9 ст.). - "Просвещенных...", т.е. благодатью Св. Духа и Евангельским учением (ср. Евр 6:4; X:32; Ин 1:9; 2Кор. 4:4, 6). - "Вкусивших дара небесного..." - оправдания, даруемого Богом верующим во Христа и называемого у апостола еще - неизреченным даром (2Кор. 9:15; Рим 5:17; ср. II:4; Х:20), и вообще благодати Св. Духа.

5 "Вкусивших благого глагола Божия...", т.е. испытавших собственным непосредственным чувством силу и сладость Евангельской истины. - "Сил будущего века..." Здесь разумеются не только черезвычайные дары апостольского времени, но и все те силы освящения и прославления, которые и теперь доставляют христианину победу над смертью. Испытывая на себе действие этих сил, христианин предвкушает славу вечной жизни, жизни будущего века.

6 "Отпадших...", что всегда соединяется с ожесточением против Христа и Его Церкви (ср. X:29), делая это отпадение хулою на Духа Святого, которая не может быть отпущена ни в сей век, ни в будущий (Мф 12:31), потому что для людей такого рода невозможно исправление.

7-8 Сравнение людей с землею, добрых - с плодоносною, злых - с негодною. Первая - получает и человеческий труд на возделание и благословение Божие, вторая - ни того, ни другого, и даже проклятие и сожжение грозит ей, потому что производит "тернии и волчцы" - вредящие человеку (ср. Мф 15:13; Ин 15:2; Мф 3:10).

9-10 "Возлюбленные..." - ср. Рим 9:3. Уверенность в том, что его слушатели не находятся в опасности потерпеть только что описанную участь отпадших, апостол обосновывает на христианской любви их, проявленной в делах милосердия к своим братьям по вере (святым) (ср. Евр 13:24; Рим 15:25, 31; 1Кор.16:1; 2Кор. 8:4).

11-12 Пожеланием, чтобы и в будущем слушатели преуспевали в ревности к добродетели, апостол, очевидно, ободряет их, указывая, что добродетель - непременное условие получения Божиих обетований, как вообще вера и долготерпение, с коими она неразрывно соединяется.

13 Упомянув о вере и долготерпении, Апостол приводит на память слушателей величайший образец сих добродетелей - отца верующих Авраама, который является вместе с тем и образцам непреложности Божественных обетовании верующим (Быт 22:16-18).

17 "Наследникам обетования...", т.е. верующим во Христа, как духовным чадам Авраама (Рим IX, 7-8).

18 "Дабы в двух непреложных вещах", в обетовании самом по себе и клятве, как непреложных действиях Божиих... - "Твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду...", т.е. чтобы не только без всякого сомнения, но даже с твердым утешением мы ждали исполнения обетований Божиих верующим.

19-20 Как за якорь, безопасный и крепкий, держась за эту надежду, мы безопасно проходим бурное житейское море и достигаем нашей пристани, которая простирается в небесное Святое Святых, куда Предтечею за нас вошел наш Первосвященник - Иисус. Таким приемом речи апостол снова возвращается к важнейшему предмету своего послания - первосвященству Христову. - "Предтечею за нас вошел..." - вошел как первый, чтобы показать и нам путь туда и облегчить его.