К Евреям 4
Верующие во Христа ведутся к новому покою, к которому и должны стремиться (1-11). Слово Божие в своих угрозах, обетовании и благодатных действиях - как сильнейшее побуждение к послушание (12-13). При могущественном содействии такого Первосвященника, как Иисус Христос, мы все можем получить (14-16).
1 "Еще остается обетование войти в покой Его...", - обетование и покой другого рода, отличные от обетования и покоя ветхозаветного Израиля, имевших преобразовательное значение и отношение к христианскому покою.
2 Смысл 2-й половины стиха таков: не принесло им (евреям) пользы слово слышанное, как не соединенное с тою верою, какую они должны бы были усвоить из того, что слышали.
3 "Входим..." - настоящее вместо будущего, еще ожидаемого - выражение сильнейшей уверенности в его наступлении. Как ветхозаветного покоя не удостоились не уверовавшие, так и мы входим в свой покой только уверовавшие. - "Покой Мой..." "Об этом покое Божием и об участии в нем людей апостол повествует в девяти следующих стихах (3-11), смысл которых можно передать яснее так: Бог завершил дела свои и успокоился задолго до произнесения приведенных слов, однако говорит об этом Своем покое как будущем для некоторых людей (6 ст.), коим обещал в нем участие. Если бы званные оказались достойны обещания Божия, покой был бы достигнут ими. Но эти званные оказались недостойны. И мысль о покое Божием для них осталась как бы невыполненною. Посему назначен был для осуществления мысли Божией и достижения желающими покоя Божия новый срок (еще... субботство, 9 ст.), который и должен быть использован, иначе участь нерадивых повторится в прежней грозности.
10-13 "Кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих". Задача дел человека - второе творение - возвращение человеком утраченного единения с Божеством. Достигшие этой цели верою во Христа, благодатью Его, победою греха и мира, наследуют покой Божий, удостаиваются посильного для них участия в Божественной славе и блаженстве. Увещание постараться войти в покой Божий - (11 ст.) апостол обосновывает или подкрепляет указанием на живость и действенность Слова Божия (12 ст.), под которым надлежит разуметь и вообще слово - выражение мыслей Божиих, и Личное Слово - второе лице Пресв. Троицы, Которое, как воплощение живой, вечной истины, носит в себе внутреннюю живую силу, так что, будучи воспринимаемо человеческою душою в вере, становится зародышем разнообразных плодов (ср. Мф 13:3 и д.). - Действенность Слова Божия - в силе совершения и исполнения: "рече и быша..." Ср. Ис 55:10, 11. - "Острее всякого меча обоюдоострого..." - обозначение силы и глубины проникновения Слова Божия в существо человека (ср. Отк 1:16; Прем 18:15, 16). - "До разделения души и духа, составов и мозгов" - до разделения внутреннейших, таинственнейших, мельчайших частей тела души и духа. Некоторые на основании этого места и 1 Сол 5:23 утверждают, что Св. Писание признает трехсоставность человеческого естества: тело, душа и дух: тело, или плоть - как высшая, материальная оболочка человека, дух - самосознательное, высшее, Божественно сродное начало, и душа - как оживляющая тело и посредствующая связь его с духом; тело - оболочка души, душа - оболочка духа. Эти подразделения духовной стороны человеческого существа на душу и дух могут быть, однако, допускаемы не в смысле двух различных частей или сущностей в человеке, а лишь как обозначение различных проявлений или свойств одной и той же духовной сущности в человеке: душа, оживляющая тело, восприемлющая чувственные впечатления, как в собственном смысле душа - yuch; душа же - мыслящая, желающая, способная к богопознанию - как дух - pneuma, ср. 1Кор.15:44; 1 Сол 5:23. С 14 стиха апостол резко переходит к раскрытию другого предмета - о превосходстве Христова первосвященства пред ветхозаветным, посвящая этому предмету почти 6 глав (до 18 ст. X гл.), в коих рассматривает первосвященство Христа в отношении к Его личности, к святилищу и к жертве, Им принесенной.
14 Именем arciereuV (первосвященник) само собою обозначается в Ветхом Завете - великий, главный первосвященник, в полноте прав своего звания. Употребление к сему особого определения великий (megaV) имеет в виду отметить особое величие Новозаветного Первосвященника с высшим Его призванием (ср. X:21; XIII:20). - "Прошедшего небеса..." В соответствие тому, как обыкновенный первосвященник в день очищения проходил к ковчегу Завета через передние двери и святое, с жертвою за народ, о Великом Первосвященнике Иисусе Христе говорится, что Он прошел небеса с жертвою за нас в истинное Божие Святилище, где, совершив очищение грехов наших, и воссел одесную престола величества Божия как беспрерывный ходатай пред Богом за искупленных Его кровью.
15 В качестве особого побуждения твердо держаться исповедания нашего апостол указывает на особое свойство нашего Нового Первосвященника, состоящее в том, что Он, во всем подобонемощный нам, кроме греха (VII:26; 2Кор. 5:21; 1Ин. 3:5; 1Пет. 2:22), отличается особою способностью помогать нам в наших немощах, и в то же время милостивою сострадательностью в деле помощи людям страждущим и обремененным. - "Сострадать" - не просто сочувствием, а именно участием в самых страданиях (sumpascein, а не sumpaqein, ср. Рим 8:17; 1Кор.12:26).
16 "К престолу благодати..." - в соответствие приступанию ветхозаветных людей к жертвенному алтарю, апостол зовет приступать к престолу благодати как новому месту благодатного присутствия Божия, источнику Его милующих и поддерживающих нас действий (ср. Гал 5:7).