ДУХОВНОЕ ДУХОВНЫМ

Неемия 13

1-3. Отделение от иноплеменников. 4-9. Изгнание Товии 10-14. Меры, предпринятые Неемией к обеспечению содержания клира. 15-22. Охранение субботнего покоя. 23-28. Меры против браков с иноплеменницами. 29-31. Другие распоряжения Неемии.

1. Отделение от иноплеменников, которого стремился достигнуть Ездра (1 Езд IX, 10), оказалось только кратковременным. Браки с иноплеменницами опять сделались обычным явлением в иудейской общине (ст. 4.23 и д.), и Неемия должен был вести борьбу с ними. - В тот день - замечание, имеющее, как и в XII, 44, смысл неопределенности. Указывает оно, по-видимому, на время между первым и вторым прибытием Неемии (ср. ст. 4-6). Читано было из книги Моисеевой: из дальнейшего видно, что писатель имеет в виду место Втор XXIII, 4-6, которое не приводит полностью.

3. Услышав этот закон, они отделили все иноплеменное от Израиля. В чем именно состояло в этот раз отделение иноплеменного, не указывается: это было или отпущение жен иноплеменниц (Робинсон), или устранение иноплеменников от

участия в культе и празднествах (Рейх).

4. Под упоминаемым в ст. 4 "священником Епиашивом" нужно разуметь первосвященника Елиашива (Неем III, 1; XII, 10-22), который сверх обычных своих обязанностей, имел еще наблюдение над комнатами при храме. Пользуясь своей властью, Епиашив предоставил большую комнату, или, как можно заключить из

ст. 9, ряд комнат своему родственнику Товии, - без сомнения, Товии аммонитянину, одному из врагов Неемии. Каким образом Тоеия приходился родственником Епиашиву, писатель не указывает. Из Неем VI, 18 видно, что сын Товии Иоханан был женат на дочери Мешуллама, сына Берехии. Можно душть, что последний (Неем III, 30) был в родственных отношениях с Елиашивом, откуда и возникло родство Елиашива с Товией.

6. Указанный выше факт произошел во время отсутствия Неемии в Иерусалиме, котда Неемия отбыл ко двору персидского царя. Отсутствие Неемии началось в 32 г. Артаксеркса 1-го. Писатель не указывает точно продолжительности этого отсутствия. Но из замечания по прошествии нескольких дней заключают, что пребывание Неемии при дворе персидского царя было непродолжительно, и что он возвратился в Иерусалим при том же Артаксерксе, и вероятно, в том же 433-432 году. Артаксеркс в ст. 6 называется царем вавилонским, как владыка завоеванного некогда Вавилонского царства.

8-9. Из ст. 8-го видно, что комната во дворе храма служила Товии для жительства, - может быть, во время его приезда в Иерусалим. По очищении комнаты ей было дано прежнее назначение.

10-14. В ст. 10-14 описываются заботы Неемии о доставлении левитам определенных законом средств содержания.

15-22. Заботы Неемии об охранении субботнего покоя. Субботний покой нарушался полевыми работами и торговлей, которую производили жившие в Иудее тиряне. После выговора знатнейшим, на обязанности которых лежало охранение порядка, Неемия предпринял строгие меры к недопущению нарушения субботы. Он отдал приказание запирать вечером накануне субботы городские ворота и не отпирать их до утра после суббогы. А так как выход из города все-таки дозволялся, то для того, чтобы никакая ноша не проносилась через ворота, около них была поставлена стража.

20-21. И ночевали торговцы и продавцы всякого товара вне Иерусалима раз и два. Очевидно, продавцы, изгнанные из города, стали останавливаться по субботам около стен и здесь по-прежнему производили торговлю. Прекратилось это только после того, как Неемия угрожал наложить на них руку, т.е. употребить против них силу.

22. И сказал я левитам, чтобы они очистились и пришли содержать стражуу ворот, дабы святить день субботний. В чем состояло последнее распоряжение Неемии, направлявшееся кограждениюсвятости субботы, трудно сказать. Полагают (Кейпь), что накануне субботы обычная стража ворот усиливалась стражей из левитов, которые должны были находиться у ворот в течение всей субботы. Этим усилением стражи лицами, служащими при храме, Неемия мог иметь е виду указать наглядно высокое значение и священный характер субботы, а вместе с тем побудить жителей Иерусалима к соблюдению субботнего закона.

23-28. Борьба Неемии против смешанных браков. Еще в те дни я видел иудеев. Стоящий при слове иудеев в евр. т. член указывает на то, что речь идет не о случайно встреченных лицах, а о таких, о которых Неемия знал и которых он искал.

24. Сыновья их в половину говорят по-азотски, т.е. по-филистимски, или языком других народов, -вероятно, аммонитян и моавитян, в родственные союзы с которыми вступали иудеи. Языки названных народов были близки к языку евр., представляя только диалект его.

26. Ср. 3 Цар III, 12 и д; 3 Цар II, 1-3; 2Пар 1, 12.

28. Строгие меры, принятые против всех заключивших смешанные браки, применены были к одному из сыновей первосв. Иоиады, который был женат на дочери Санаваллата (II, 10). Так как сын Иоиады, очевидна, не соглашался подчиниться требованию Неемии и отпустить свою жену, то он был изгнан из Иерусалима. Наряду с этим сообщением кн. Нееиии мы имеем известие И. Флавия, что имя сына Иоиады было Манассия, а сам факт удаления его из Иерусалима произошел при Дарии Кодомане (331 г.), причем тогда же был построен Гаризимский храм, в котором Манассия был поставлен священником (Древн. XI, 7.2; VIII, 2-5). Таким образом, событие, относящееся, по кн. Неемии, к царствованию Артаксеркса 1-го, по И. Флавию, совершилось на 100 лет позже, - при Дарий Кодомане. Однако ввиду признанной неточности известий И. Флавия, относящихся к V в. до Р. X, свидетельство кн. Неемии должно быть предпочитаемо (ср. Рыбинский, Очерки истории самарян. Труды К. Д. Ак. 1895).

29. Опорочили священство: разумеется опорочение браками с иноплеменницами. Завет свящетический и левитский, т.е. завет, который Бог заключил с коленом Левия, избрав это колено для служения Себе (Исх XIII, 1; ср. Мал II, 8).

31. Помяни меня, Боже мой, во благо мне. Эта несколько раз повторяемая молитва (Ср. 14.22; V, 19) обнаруживает благочестие Неемии. Молитвой и заканчивается книга. О дальнейшей судьбе Неемии мы сведений в Библии не имеем. И. Флавий сообщает, что Неемия умер в глубокой старости. Память о нем долго жила в Иерусалиме (Сир XLIX, 13). Уважение к нему было так велико, что предание усвоилоему восстановление храма и жертвенника (2Мак 1, 16), а также собрание канона священных книг (2Мак II,13).