Неемия 7
1-3. Меры, принятые Неемией для охранения безопасности в городе. 4-5. Перепись населения. 6-66. Списки яиц, возвратившихся из плена. 67-69. Опись имущества возвратившихся. 70-73. Пожертвования.
1. Ввиду эамыслов врагов Неемия принял строгие меры к охране города и храма. И поставлены были на свое служение привратники и певцы и левиты. По древнему установлению привратники должны были охранять храм и следить за открытием и закрытием ворот, через которые был вход на храмовую площадь (1 Пар IX, 17-27; XXVI, 12-19). Исчисление пунктов, занятых привратниками в послепленное время, дается в трактате Мишны Middot I, 1. Как видно, по случаю тревожного времени, Неемия привлек к охране храма, кроме привратников, также певцов и прочих левитов, хотя охрана храма не входила в их обязанности, определенные законом. Вероятно, труда были разделены так, что привратникам поручена была охрана храмовых ворот, а певцы и другие левиты вместе с жителями Иерусалима наблюдали за безопасностью в городе.
2. Как можно заключать из ст. 2, брат Неемии Ханани и начальник Иерусалимской крепости Ханания были поставлены во главе охраны. Ханания заведывал укреплением (birah), находившимся к северу от храма, и состоял, вероятно, на персидской службе, начальствуя над иерусалимским гарнизоном.
3. В то время как привратники, певцы и левиты охраняли город днем, ночью выставлялась стража из самих жителей. Замечание ст. 3 "доколе они стоят" (vead hem omdim) непонятно по своей цели, и потому некоторые экзегеты подозревают в нем порчу текста. Бертолет его читает: vead hachom omed, "и пока еще жар стоит' (до захода солнца), что будет хорошим дополнением к последующему - "пусть замыкают и запирают двери".
4-5. Малочисленность населения Иерусалима побудила Неемию созвать собрание, чтобы выяснить дело и принять меры к заселению города. Хотя с Зоровавелем возвратилось (по 1 Езд II, 64; Неем VII, 66) 42 360 человек (не считая женщин и детей), а с Ездрой (по 1 Езд VIII, 1-20) еще 1 500, но они расселились по всей стране, а в самом Иерусалиме остались немногие. Замечание ст. 4 о Иерусалиме идоиы не были построены, по-видимому, имеет тот смысл, что город внутри не был еще достаточно застроен, и в нем оставалось много порожних мест.
5-72. Начинающийся со ст. 6-го список возвратившихся из плена и пожертвований нахрам по существу тождествен со списком 1 Езд II. Различие двух списков заключается в некоторых именах и в цифровых данных.
7. В1 Езд Л, 2 вместо названных в ст. 7 Азарии называется Сараия, вместо Раамии Ревелай, вместо Мисферефа Мисфар, вмесго Нехума Рехум.
10. По 1 Езд II, 5 сыновей Араха было 775.
11.Вместо числа 2818 в I ЕздII,6 читается 2812.
13. Сыновей Заффу по 1 Езд II, 8, в было 945.
15. Вместо Биннуя в 1 Езд II, 10 называется Вания и число определяется цифрой 642 (вместо 648 ст. 15-го).
16.B 1 Еэд II, 11 указана цифра 623 (вместо 628).
17. По 1 Езд II, 12 - 1 222.
18. По 1 Езд II, 13 - 666 (вместо 667).
19. По 1 Езд II, 14 - 2 056 (вместо 2 607).
20.По 1 Езд II, 15 - 454 (вместо 655).
22.По 1 Езд II, 19 -2 23 (вместо 328).
24.Вместо Харифа в 1 Езд II, 18 назван Иора.
25. Уроженцев Гаваона. В 1 Езд II, 18: сыновей Гиббара.
26.По 1 Езд II, 21-22 жителей Вифлеема и Нетофы быпо 179 (вместо188).
28. Жителей Беф-Азмавефа. По 1 Езд II, 24 Азмавефа.
32. По 1 Езд II, 28 жителей Вефиля и Гая было 223 (вместо 123).
36. Ст. 36 и 37 в 1 Езд II следуют в обратном порядке.
37. Вместо Лода в 1 Езд II, 33 читается Лидда и общее число жителей трех мест указывается 725 (вместо 721).
38.По 1 Езд 3630(вместо3930).
44. По 1 Езд II, 41-128 (вместо 148).
45. По 1 Езд II, 42 привратников было 139 (вместо138).
47. Сыновья Сии. По 1 Езд II, 44 - сыновья Сиаги.
48. Вместо Салмая в 1 Езд11,45 назван Аккув.
57. Вместо Фериды в 1 Езд II, 55 читается Феруды.
59. Сыновья Аммона. В 1 Езд II, 57 сыновья Амия.
62. По 1 Езд II, 60-652 (вместо 642).
70-72. См. прим. к 1 Еэд II, 69. Текст Неем VII, 70-72 полнее, чем в параллельном месте 1 Езд II, 69. Сумма пожертвований золотом в кн. Неемии определяется в 41 тыс. (1+20+20} драхм, тогда как в 1 Езд II, 69 - в 61 т.
Пятьсот тридцать священнических одежд Текст евр. дает основание предполагать, что священн. одежд было только 30, а цифра 500 указывает на нечто другое, по-видимому, опущенное по ошибке переписчиков, - может быть, на мины серебра.