ДУХОВНОЕ ДУХОВНЫМ

Ездра 2

1-64. Слисок возвратившихся из плена с Зоровавелем и исчисление их, 65. Количество рабов, певцов и певиц 66-67. Количество коней и нерблюдов. 68-69. Пожертвования на храм.

1 Вот сыны страны - bnej hammedina, точнее провинции. Название усвояется Иудее, переставшей быть самостоятельной страной, и являвшейся уже одним из округов обширного персидского государства. Возвратившиеся пленники поселились каждый в своём городе, т.е. каждый в назначенном ему месте. При расселении, конечно, принималось во внимание местожительство предков той или иной фамилии. Но сообразоваться с этим во всех случаях нельзя было как потому, что не вся прежняя территория перешла во владение иудеев, так и потому, что некоторые из возвратившихся "не могли показать о поколении своем и о племени своем" (1 Езд II, 59).

2-64 Список возвратившихся с Зоровавелем иудеев, кроме данного места, приводится еще в Неем VII и 2 Езд, V. Факт нахождения этого списка в трех местах Библии показывает, что он имел чрезвычайно важное значение в жизни лос лепленного Израиля. Этот же факт решительно говорит против мнения Торрея, считающего список простой "выдумкой хрониста" (Tarrey, р. 39-41}. Некоторые исследователи (Велльгаузен, Эльгорст, Марквардт), не отрицая исторический основы списка, полагают, однако, что он не может относиться ко времени Кира, составлен долго спустя после этого и ошибочно помещен редактором во II гл. Но в самом списке есть признаки того, что он составлен или при самом прибытии иудеев в Палестину или вскоре после этого. На это указывает надписание списка ("вот сыны страны из пленников переселения"), из которого видно, что список относится к возвратившимся пленникам. Затем при описании имущества пленников в 66-67 ст. называются кони, лошади, верблюды, ослы, т.е. вьючные животные, необходимые в пути. Но при этом не упоминается о животных домашних, нужных при оседлой жизни. Из этого можно заключить, что список составлен до начала этой жизни. Общее количество возвратившихся во всех трех списках определяется цифрой 42 360 (ср, 1 Езд II. 64; Неем VII, 66; 2 Езд V, 41}. Но если сложить указываемые в списках количества возвратившихся лиц отдельных классов, то для каждого списка получится своя цифра и притом меньшая указанной выше, — именно, для 1 Езд II - 29 818, для Неем V1I - 31 089 и для 2Езд V - 30 143. По общему мнению экзегетов, несогласие общей суммы со слагаемыми, из которых она составилась, можно объяснить только допущением погрешностей в тексте. Что погрешности действительно проникли в рассмэтриваемыеслиски, видно из сравнения упоминаемых в них имей. Так, одни и те же лица в 1 Езд II называются Сераия (ст. 2), Вани (ст. 10), Иора (ст. 18) а вНеем VI-Бинну (ст-15), Хариф (ст. 24), Но погрешности легче допустить для цифр, обозначающих отдельные классы возвратившихся. Общая же сумма возвратившихся, ввиду того, что она одинаково передается во всех трех списках, может быть признана правильной. Так как обыкновенно у евреев исчислялись лица мужского пола и притом достигшие 20 лет, то эта сумма (42 360), нужно думать, обнимает только лиц мужского пола. Добавив к этой сумме число женщин и детей, цифру всех возвратившихся из вавилонского плена с Зоровавелем можно предположительно определить в 150 тыс. (Смепд) или даже в 200 тыс. (Герцфельд, Келер), Некоторые исследователи (Костерс, Велпьгауэен) указанную выше цифру возвратившихся из плена при Кире мужчин считают слишком высокой ввиду того, что, по их мнению, халдеями было отведено в плен лишь около 14 г. иудеев. Однако на основании общих соображений о численности населения в Иудее перед вавилонским пленом, а также ввиду библейских свидетельств о походах Навуходоносора (2 Пар XXXVI,6; Иер XXV, 1; LII, 8; 4 Цар XXIV, 11-16; 2Пар XXXVI,9-10; 4 Цаp XXV, 7; 2 Пар XXXV, 17-19; 4 Цар XXV, 19-20; 2 Пар XXXVI, 19-20) с большим правом количество пленников можно определить цифрой в 40-50 т.

20 Нетофа (ср. 2 Цар 20-28; 1 Пар II, 54) нынешний Beit-Nettif к западу от Вифлеема,

24 Азмавеф или Бет-Аэмавеф (Неем VII, 28) нынешний El-Chizmeh, местность к северу от Иерусалима на пути из Анафофа в Гиву.

29 Нево, может быть, Нубаили Бет-Нуба.

30 Местности этого имени неизвестно. Поэтому полагают, что Магбиш есть имя лица, а не местности и что вместо "уроженцы Магбиша" нужно читать сыновья Магбиша.

33 Упоминаемая в ст. 33 Лидда есть Лндда апостольской истории (Деян IX, 32.3), нынешний Лудд (ср. 1 Пар VIII, 12). Вблизи Лидды находился упоминаемый еще в Неем XI, 35 и 1 Пар VIII, 12 Оно и Хадид, нынешний Епь-Хадит (ср. 1 Мак XII, 38; XIII, 13).

35 Сенаа — местность, точно неизвестная. По-видимому, она лежала недалеко от Иерусалима. Перечисление заселенных пленниками городов показывает, что территория, занятая возвратившимися иудеями, была незначительна.

40 Число возвратившихся левитов (74) представляется слишком незначительным сравнителыно с числом священников (4289). Можно думать, что левитов вообще в плену было мало, так как рассеянные по всей Иудее они не могли быть уведены в большом количестве. Кроме того, к возвратившимся из плена левитам нужно прибавить принадлежавших к ним певцов (1 Езд II, 41; Неем VII, 44; ср. 2 Езд V, 27) и привратников (1 Езд II, 42; Неем VII, 45). Тогда число левитов не будет поражать непропорциональностью по отношению к числу священников.

43 Нефинеи наряду с "рабами Соломона" занимали низшие должности при храме. По наиболее распространенному в литературе мнению, нефинеи были потомками тех жителей Гаваона, которые, прибегнув к хитрости, заключили при Иисусе Навине союзе евреями (Нав IX 3-18) и были определены потом на низшие черные работы для жертвенника Господня (Нав IX, 21 -27). Ряды нефинеев впоследствии пополнялись рабочими, которые были пожертвованы храму Давидом и его князьями (1 Езд VIII, 20).

58. Нарядус нефинеями поставляются "рабы Соломона". Под "рабами Соломона" можно разуметь или рабочих, которые даны были Соломоном храму, или пленников чужеземцев, переданных им также храму (ср. 3 Цар IX, 20-21). Как видно, они составляли особое небольшое общество в храмовом персонале.

59 Тел-Мелах и Тел-харша, как видно из контекста речи, названия вавилонских городов или областей. Что же касается упоминаемого в ст. 59 Херуб-Аддан-Иммера, то не ясно, есть ли это название лиц, которые не могли показать о поколении своем, или название местностей; а в последнем случае — название одной местности или трех. Обыкновенно рассматриваемое название понимают в смысле географическом, а из сопоставления ст. 59 с 60 заключают, что Херуб-Аддам-Иммера название одной местности.

60 Недоумение, относительно сыновей Делайи, Товии и Некоды касалось принадлежности их к народу израильскому. В частности, относительно сыновей Некоды мог возникнуть вопрос, не принадлежат ли они к нефинеям, среди которых также упоминаются сыновья Некоды (ст. 48).

61-63 Сыновья Хабайи, Гаккоца и Верзеллия, не представившие родословной записи, которой они могли бы доказать свое священническое происхождение, были исключены из священства, т.е. им запрещено было есть великую святыню (ср. Лев II, 3.10; VI, 10.22; Чис XVIII, 9), совершать жертвы (Исх XXXIX, 37, XXXVIII, 10), входить в святилище (Чис XVIII, 10). Запрещение это наложил на них Тиршафа. Тиршафа (вероятно, тожественно с персид, tarsata, прич. формой от tars бояться) [Впрочем, Де-Лагарде производит слово из бактрийск, antarekhshattvu понимает в значении — "заместитель личности царя" (Symm 1,60)], есть почетный титул — reverendus, превосходительство, усвоявшийся pecha - областеначальнику (1 Езд V, 14; Неем VIII, 9; X, 1; ср. XII,26). В рассматриваемом месте под Тиршафой разумеется Зоровавель, Из выражения "доколе не восстанет священник с уримом и туммимом" делают заключение, что в то время первосвященника не было. Но речь не о том, что не было первосвященника, а о том, что при отсутствии храма воля Божия не открывалась через урим и туммим. Об уриме и туммиме см. примеч. к Исх ХХVIII, 30; ЧисХXVII, 21; 1 Цар XXVIII, 6. "В надежде на то, что с восстановлением жертвенника и храма Господу, Его милостивое присутствие снова будет в возродившейся общине, Зоровавель ожидал выступления первосвященника с уримом и тумнимом, который должен будет дать окончательное решение касательно священников, не могших указать своего происхождения от Аарона" (Keil, Comment. 423). Но, по воззрению позднейших иудеев (Бухстор), а послеплвнное время Бог не открывал уже свою волю через урим и туммим, хотя на основании Сир XXXVI, 3 и Древн.III, 8-9 некоторые считают это (Бертолет) вероятным.

65 В исчисляемых здесь певцах и певицах нужно видеть, в отличие от названных в ст. 41 храмовых певцов, лиц, служивших развлечению и принадлежавших, вероятно, к иноплеменникам.

66-67 Из упоминания только вьючных животных можно заключать, что счисление возвращающихся в отечество было произведено или перед прибытием, или вскоре после него, когда не началась еще настоящая оседлая жизнь.

68-69 В кн. Неем VII, 70-72 указываются иные сравнительное данным местом суммы пожертвований на храм. Более полным свидетельством считается текст книги Неемии. Сумма пожертвований в обоих указанных местах исчисляется в монетах, которые называются в еврейском тексте darkmonhn. Под именем dartanonim некоторые исследователи разумеют персидские дарики; а так как эти монеты появились только во время Дария Гистаспа, то отсюда списки Езд II и Неем VII считаются составленными долго спустя после событий и, значит, не точными. Ho dartunonrm в 1 Езд II, 69 нужно отличать от упоминаемых в 1 Езд VIII, 27 adarknim. Так как adarknirn, несомненно, служит названием дариков, то под darkmonim, следует думать, разумеются другие монеты — именно драхмы. По исчислениям Мейера, драхма золота по ценности равняется 12 нем. маркам (около 5 р. 50 к.), а мина серебра -10 драхмам золота; в общем сумма пожертвований составляла более полумилл. рублей на наши деньги.