ДУХОВНОЕ ДУХОВНЫМ

3 кн. Маккавейская 3

Царское распоряжение собрать и привести на казнь всех Иудеев (1–22).

2. Мысль стиха такова: злой умысел царя много подогревался врагами иудеев, давшими и повод к осуществлению этого умысла — распространением всевозможных слухов об уклонении иудеев от своих законных обязанностей.


3. «Отступления и отмены…», здесь разумеются, по всей вероятности, уставы иудейские о пище и др. ритуальные их особенности, коими они отличались от язычников (см. далее, ст. 4).


4. «Иноплеменники», αλλόφυλοι — это те, которые должны быть подразумеваемы под «некоторыми» — ένιοι — 3-го стиха. Им противопоставляются «все другие люди» — άπαντες άνθρωποι (3 ст.) и «жившие в городе Эллины» (5 ст.), причем под «эллинами» здесь разумеются не все не-иудеи, как Рим II:9 и д., а, вероятно, собственно греки, как более образованная и благородная часть городского населения.


5. «Внезапное их стечение…» Греческий текст не имеет здесь «их» — συνδρομας απροσκόπους, — поэтому можно разуметь здесь не стечение иудеев («их»), а породившее волнения стечение язычников, так сказать — народные сходки с возбуждающими против иудеев речами.


15. «Исконным жречеством» — царь называет здесь, очевидно, Диониса, противополагая ему уничтожаемый им культ иудейства.


17. Под могущим когда-нибудь возникнуть возмущением против себя царь разумеет или войну с Сирией, или восстание своих египетских подданных, или солдатский бунт, или дворцовые неурядицы; во всем этом могло сказаться явное или тайное участие иудеев (удивительная характерная черта иудейского племени, хорошо известная всем и каждому до настоящего времени).


21. «Получит свободу и будет почтен…», και της ελευθερίας στεφανωθήσεται…, слав. «свободу получит и увенчается» . К греческому τής ελευθερίας многие тексты добавляют τεύξεται. Здесь, очевидно, речь идет о доносчиках и сыщиках из рабов, низших классов населения. Всем таковым обещается свобода и увенчание, т. е. гражданскою короною, гражданскими правами. — Другие толковники читают τής ελευθερίας без всяких подразумеваемых — как родительный времени, и все выражение это переводят: «будет увенчан в праздник Диониса», носивший название τά ελευθέρια (от прозвища Диониса — 'Ελευθερευς или 'Ελευθήρ).