3 кн. Маккавейская 7
Послание царя, благосклонное к иудеям (1–7). Умерщвление отступников (8–13). Возвращение остальных иудеев по своим жилищам (14–20).
1. «И дети наши…», τα τέκνα ημών… Β 217 или 216 г., на который приходится описываемый в нашей книге случай, Птоломей, сколько известно, не имел еще детей, по крайней мере, ни одного законного. Позднее у него родился от сестры-супруги наследник престола Птоломей V Епифан, который при смерти отца своего (в 203 г.) имел всего 5 лет от роду. — «Великий Бог…» Здесь несомненно Иегова, Которого царь теперь исповедует как истинного Бога (VI:25).
3. О ненависти, которую иудеи питали ко всем народам, говорят многие другие древние писатели: ср. Тацита, Ист. V, 5, 2; Dio Cass. 49, 22; Diod. 34, 1, p. 524; Philostr. Apoll. 5, 33; Иoc. Фл., пр. Апп. 2, 10, 14; 1 Сол II:15; Есф III:13; Juven . 14, 103 и д.
4. «Изобретая жестокости, лютейшие даже Скифских обычаев…», Греч.: νόμου σκυθών αγριωτέραν έμπεπορπημένοι ωμότητα…, слав. точнее: «свирепейшею лютостью паче закона скифска вооружени…», т. е. как бы одев на себя (или вооружившись ) лютость, свирепейшую скифских обычаев . — Закон — νόμος — в значении «обычай» употребляется нередко.
6. «Не укорял в том, что произошло без их вины…», т. е. в том, что они были обречены на казнь как изменники и мятежники.
8. «Получили чрез них должное наказание…» — в силу закона Моисеева во Втор XIII:6 и д.
9. «Ради чрева…», т. е. ради чувственных удовольствий и излишнего жизнелюбия, или временных выгод (cм. II:23). В последующей истории любопытный пример подобного рассуждения представил Констанций Хлор, отец Константина Великого, говоривший: ne imperatori quidem fidos fore, qui Deo fidem non servarent (ср. Евсеев. Vit. Constant. I, 16).
15. «В Птолемаиду, называемую по свойству места Родофором…» Такая местность, изобилующая розовыми плантациями, дающими лучшее на всем Востоке розовое масло, доныне есть в среднем Египте, в округе Арсиной, на западной стороне Нила, и на северо-восточном берегу большого канала Иосифа. Здесь, вероятно, и был сборный пункт иудеев, возвращавшихся в свои жилища.
18. «Освятивши эти дни…», т. е. посвятив их Господу, как праздничные, и постановив признавать их таковыми на все будущие времена…
19. «Все получили свое по описи…» Писатель здесь предполагает известным, что при переписи и аресте иудеев (IV:11) инвентарь их движимого и недвижимого имущества также был описан и объявлен достоянием казны. Это впоследствии весьма облегчило получение каждым своего. — «С величайшим страхом отдавали им…», — со страхом, — с одной стороны — пред неблаговолением царя, а с другой — также и пред гневом Иеговы.
Епископ Иосиф