ДУХОВНОЕ ДУХОВНЫМ

Варух 2

1–10. Пророк продолжает исповедывать, что иудеи по справедливости наказаны Богом, — 11–35 — а потом молит Бога простить их.

1-10. Господь справедливо покарал Свой народ, предавши его на поругание другим народам: в самом деле, иудеи оказались открытыми ослушниками Его воли.


1-2. Короче повторяются у Даниила (IX:12–13).


3. Ср. Плач II:20, и IV:10.


4. «Всем царствам» — конечно, не сразу, а постепенно. Притом, евреи, конечно, не всем без исключения царствам были покоряемы. Здесь, очевидно, выражение гиперболическое.


9. «Наблюдал…», чтобы эти бедствия непременно поразили иудеев. — Ср. Плач II:17.


11-35. С 11-го ст. начинается вторая часть молитвы. Здесь писатель умоляет Бога сжалиться над Своим, так сильно наказанным народом, и приводит различные причины, какие должны содействовать тому, чтобы гнев Божий на иудеев сменился милосердием.

11. Первая причина для помилования иудеев — это их особое избрание — быть народом Божиим. Эту мысль неоднократно выставляли на вид и другие пророки (Ис LI:22; LXIV:9; Иоил II:17).


13. Вторая причина — это крайнее уменьшение численности иудейского народа в настоящее время пленения.


14. Третья причина — величие имени Божия требует восстановления величия народа Божия («ради Тебя» ). Это мысль также не новая (Иер XIV:21).


15. Четвертая причина — благо всех народов, которые, видя восстановление совсем было уже исчезнувшего народа, уверуют во всемогущество Бога этого народа (ср. Втор XXVIII:10; Ис II:2).


16. «От Святаго дома Твоего» . Так обыкновенно назывался храм Иерусалимский. Но в то время храма не существовало, и такое выражение потому представляется довольно странным… Некоторые толкователи пытаются истолковать дом как обозначение неба, но оснований для такого толкования не приводят.


17-18. (Ср. Пс CXIII:25 и Сир XVII:24–26). Иудеи здесь, как будто, ставят на вид, что если они не увидят милостей Божиих, то в храме Иеговы не может раздаться песнь хвалы Богу.


34. Здесь можем находить указание на пятую причину для помилования иудеев — именно на заслуги перед Богом патриархов народа иудейского.


35. Пророчество о завете вечном представляет собой повторение мысли мессианского пророчества Иеремии (Иер XXXI:31 и 32).