ДУХОВНОЕ ДУХОВНЫМ

1 кн. Маккавейская 13

Новый вождь и правитель Иудеи — Симон (ср. Antt. XIII, 6, 3, 4) (1–11). Борьба с Трифоном (cp. Antt. XII, 6, 5 и д.) (12–24). Погребение Ионафана в Модине и увековечение памяти Маккавеев величественным памятником (25–30). Убиение Трифоном Антиоха и захват его короны (31–32). Укрепление Симоном Иудеи, переговоры с Димитрием (33–40). Полная свобода от ига язычников (41–42). Овладение Газою (ср. Antt. XIII, 6, 7) (43–48). Взятие Иерусалимской крепости (49–53).

1. «Разорить» страну — έκτρίβειν γίν — «сокрушить» (слав.), стереть до основания — новыми опустошениями, грабежами, пленениями и избиениями ее обитателей, ср. ст. ; XIV:31.


2. «Народ» — τον λαόν — в лице его представителей и влиятельнейших мужей.


3. «Дом отца моего» — братья, дети и вообще родственники Маттафии (II:16).


4. Симон считает здесь погибшим и Ионафана, совершенно не надеясь на его освобождение, хотя умерщвление его произошло позднее (ср. κ ΧΙΙ, 50). — Смерть других братьев описывается: VI:43 и д.; IX:16 и д..


11. По XII:33 и д. Симон еще ранее взял Иоппию и оставил в ней иудейский отряд. Противоречия однако здесь нет, так как речь идет здесь собственно об усилении иоппийского гарнизона причем под изгнанными, «бывшими в ней», т. е. крепости, разумеются не отряды Димитрия или Трифона, но, вероятно, те из обитателей города, относительно которых можно было опасаться, что они сдадут город Трифону (Antt. XIII, 6, 3).


13. Об Адиде, см. к XII:38.


15. Ссылка на долг Ионафана — была лишь отговоркой, коварным (ст. 17) оправданием своих жестоких намерений, верно истолкованных ранее (XII:40) и хорошо понятых Симоном. Правдоподобность этой ссылки на дом Ионафана представлялась в его обещании Димитрию 300 талантов за освобождение Иудеи от податей (XI:28). Однако, Трифон не мог предъявлять подобных притязаний уже потому, что Димитрий был устранен им, и вновь возведенный им Антиох подтвердил права Ионафана без прежних условий и каких-либо денежных обязательств (XI:57).


17-18. При всей уверенности, что Трифон коварствует, Симон все-таки посылает ему деньги и заложников, чтобы снять всякую ответственность за брата, и чтобы народ видел, что он не ставит выше жизни несчастного пленника ни деньги, ни свое начальствование.


20. Адора — 'Αδορα — 2 Пар XI:9 — нынешняя Dura — селение в 2 1/2 ч. западнее Xеврона, тогда принадлежала, вероятно, к Идумее. Отсюда Трифон надеялся лучше проникнуть в горы Иудейские и со стороны Хеврона прорваться к Иерусалиму.


21. «Бывшие в крепости…», т. е. Иерусалимской, которая уже начала чувствовать сильный недостаток в припасах, отрезанная стеною от всякого сообщения с городом (XII:36). — «Через пустыню…», т. е. пустыню Иудейскую, с западной стороны Мертвого моря.


22. В ответ на просьбу голодающих Трифон снарядил для похода «в ту же ночь» «всю свою конницу», очевидно, с припасами. Но выпавший в эту ночь «очень большой снег» расстроил это предприятие. Снег выпадает в Иерусалиме и окрестностях довольно часто, особенно в январе и феврале, иногда до глубины фута и более. Но почти никогда не лежит долго. В феврале 1797 года, как редкое исключение, глубокий снег лежал 12–13 дней в Иерусалиме, в 1818 году — 5 дней глубиною в фут.


23. Васкама, вблизи которой погиб Ионафан, греч. Βασκαμά (у Иос. Βασκά) совершенно неизвестна.


27. «Для благовидности…» — τή «οράσει — слав.: «вознесе его видением…», т. е., чтобы он лучше был виден.


28. «Семь пирамид… отцу и матери и четырем братьям…» — седьмую, следовательно, для себя, в надежде, что он будет положен там же.


29. «Изваянные корабли…» должны были представлять открытую со взятием Иоппии морскую связь Иудеев с иностранными народами.


30. «Стоит до сего дня…», т. е. до времен писателя нашей книги. Так как Модин лежал близ Лидды (см. к II:1), и построенный там мавзолей мог быть виден с моря, то полагают, что он лежал или на месте нынешнего селения el Burdsch, где на самой высшей точке горы еще недавно путешественники заметили две пирамидообразные кучи мусора, с коих открывался прекрасный вид на море, — или еще вероятнее — на месте нынешнего el Midjeh (иначе el Mediyeh), в 2 1/2 часах восточнее Лидды, где до сих пор видны следы могил и гробниц, под названием Kubur el Iahud — могилы иудеев. С этого места не только открывается свободный вид на море, но и вообще высота его была очень удобна для того, чтобы, не прибегая к чрезмерной высоте пирамид, сделать их ясно видными со стороны моря, отдаленного отсюда всего на 3 1/2 мили, особенно при освещении лучами солнца.


31. Событие умерщвления юного Антиоха Трифоном писатель помещает непосредственно после взятия в плен и умерщвления Ионафана, и до упоминаемого далее XIV:1 и д. похода Димитрия в Мидию, где он и погиб. Гораздо правильнее Иосиф Флавий — в согласии с Diod. Sic. (в Mulleri Fragm. hist. gr. II, p. XIX, Nr. 25), Appian. Syr. 68 и Justin, Hist. XXXVI, 1, 7 — помещает смерть Антиоха после похода Димитрия и его гибели в Мидии. В самом деле, Димитрий воцаряется в 167 г. э. Сел. (XI:19), и около этого же времени (после роспуска Димитрием войск, XI:38–40 и ) Трифон делает царем маленького Антиоха, имевшего — по Liv. Epit. LII — всего два года; а так как — по другому свидетельству Liv. Epit. XV — Антиох погиб десятилетним мальчиком, то, следовательно, — царствовал он восемь лет. Между тем, Димитрий, воцарившийся во всяком случае ранее Антиоха, царствовал, судя по данным книги (ср. X:67 и XIV:1), всего только 7 лет. Очевидно, или на царствование Антиоха надо положить менее 8 лет, или отодвинуть время его смерти далее гибели Димитрия в Мидии — хотя бы на один год.


31-32. «Трифон же с коварством отправился в путь…», έπορεύετο δόλφ, точнее слав.: «хождаше лестию…», т. е. обходился льстиво, аналогично выражению πορεύεσθαι σοφία (Притч XXVIII:26) — «ходить в мудрости» — апостольское: «с премудростию ходите ко внешним…»«венец Азии…», как в VIII:6.


36. «Другу царей…», φίλω βασιλέων. — Множественное — βασιλέων — здесь, вероятно, хочет сказать, что Симон должен обладать достоинством «друга» не только при Димитрии, но и при преемниках его в царстве.


37. Симон посылает Димитрию «золотой венец и пальмовую ветвь», (την βαίνην), вероятно, тоже была из чистого золота (ср. 2 Мак XIV:4).


39. «Венечный сбор», который обещал отменить еще Димитрий I, Сотер (к X:29).


41-42. «В 170 году» э. Сел. = 143–142 г. до Р. Х. — «Снятие ига язычников» с Израиля не устраняло верховной зависимости его от сирийского царя: это видно не только из самого тона царского послания ст. 36–40, но и из дальнейшего хода обстоятельств — XIV:38 и д. — Первосвященник, по новому положению дел, был только самостоятельный правитель дел своего народа, под верховенством царя сирийского, и получил титул «етнарха» (εθνάρχος, XIV:47; XV:1 и д.). — Каких-либо документов с новым счислением времени, установившимся при Симоне, не сохранилось, так как для официальных пометок времени осталась в употреблении Селевкидская эра (XIV:27). — Не сохранилось и монет Симоновской чеканки.


43. «На Газу…», επί Γάζαν. Более правильным здесь признается разночтение: επί Γάζαρα — «на Газару». За это говорит: во-первых, то, что при перечислении заслуг Симона (в XIV:5 и д.) прямо отмечается приобретение и укрепление Вефсуры, Иоппии и Гаэары. Эта же Газара называется и еще далее в числе завоеваний Симона, оспаривавшихся у него Антиохом VII (XV:28; XIV:1). А между тем, если о завоевании Вефсуры и Иоппии имеются ясные места (XI:65 и д.; XII:33 и д.), то завоевание Газары остается полагать лишь в данном месте, читая επί Γάζαρα вместо επί Γάζα. Во-вторых, как видно из ст., Симон по взятии крепости построил в ней для себя жилище: с этим, как нельзя более согласуется то, что его сын Иоанн поселяется в Газаре ( ст.). В-третьих, сообщение XIV:34, что Симон «укрепил… Газару на прeдeлах Aзота, в κoτopoй nρeждe обитали враги, и поселил там иудеев», очевидно — обращает мысль к прежде описанному взятию этого города (XIII:47 и д.), и сама географическая прибавка наименованию города не оставляет здесь сомнения в том, что в XIII:47 речь идет о завоевании именно не Газы, а Газары. Наконец, вся последующая (спустя 40 лет) война иудеев с Газою была бы загадкой, если бы эта крепость уже была взята и изменена в составе своего населения. Очевидно отсюда, что вместо Газы здесь правильнее разуметь Газару.


48. «Все нечистое…», греч.: πάσαν άκαθαρσίαν, слав. точнее: «всякую нечистоту…», т. е. все предметы идолослужения и языческого нечестия.


50. «Воззвали они к Симону о мире…», εβόησαν δεξιάς λαβείν, точнее слав.: «возопиша к Симону десницу прияти…»


51. «В 23 день 2-го месяца 171-го года» э. Сел. = 141 г. до Р. Х. — «С пальмовыми ветвями», как символами мира и торжества (ср. 2 Мак X:7; Ин XII:13). — «Сокрушен великий враг Израиля…» До тех пор, пока крепость столицы иудейской находилась в руках сирийцев, иудеи при всех победах не могли считать надежной свою независимость. С другой стороны, достижение этой независимости и устранение сирийского гарнизона из Иерусалима было результатом такого ослабления Сирии, что возможно было говорить о «сокрушении» этого важнейшего врага Израилева.


52. Установление ежегодного празднования дня освобождения Иерусалима от язычников (подобно IV:59), по-видимому, не долго оставалось в силе; по крайней мере, в последующее время об этом празднике ничего не упоминается.


53. Этот сын Симона — Иоанн — последующий первосвященник — князь Иоанн Гиркан .