ДУХОВНОЕ ДУХОВНЫМ

1-я Паралипоменон 15

1–29. Перенесение ковчега завета из дана Авведдара Гефянина на Сион.

Вместо краткого описания перенесения ковчега завета во 2 Цар VI:11–23 автор кн. Паралипоменон предлагает подробный рассказ об этом событии, В состав его входят: 1) перечисление предварительных действий — устройства скинии (1 ст.), совещания Давида со священниками и левитами (2–16 ст.) и назначения некоторых из них для перенесения ковчега (16–24); 2) описание самого акта перенесения (XV:25–XVI:3) и первого торжественного богослужения пред ковчегом (XVI:4–43), в состав которого входило исполнение особого песнопения, составленного самим Давидом.


1. Автор не разъясняет, что это за домы, построенные Давидом. Предполагают, что они назначались для его жен (XIV:3). Так как скиния Моисеева находилась в Гаваоне (1 Пар XVI:39; XXI:29) и по особым соображениям Давида не была перенесена им на Сион, то очевидно, что здесь была выстроена по образцу ее новая.


2. Объясняя смерть Озы (XIII:10) неисполнением закона о ношении скинии и ее принадлежностей левитами (ст. 13), Давид издает теперь соответствующее постановлениям Моисея распоряжение (Чис IV:15).


3. Израильтяне, не весь народ, но его представители — старейшины и тысяченачальники (ст. 25) — только присутствовали при перенесении ковчега завета, но не принимали в нем непосредственного участия; это было делом левитов и священников, о созвании которых и идет речь ниже.


4-10. Решив перенести ковчег завета согласно с предписаниями закона Моисеева, Давид приглашает для этого дела те левитские поколения, которые по указанию Моисея обязаны были переносить скинию и ее принадлежности. Именно поколение Каафа с его представителем Уриилом (VI:24), на котором лежало приготовление к перенесению и само перенесение принадлежностей святилища (Чис IV:4–15); род Мерари во главе с Исаией (VI:30), обязанный переносить брусья скинии, подножия для них — шесты и т. п. (Чис IV:31–32), и, наконец, потомков Гирсона, с их главою Иоилем (VI:21), переносивших покровы скинии, завесы и т. п. (Чис IV:25–26). К ним Давид присоединяет еще левитов из трех других происшедших от Каафа поколений: Елисафана, внука Каафа (Исх VI:22), Xаврона, третьего сына Каафа (Исх VI:18), и Уззиила, четвертого его сына (Исх VI:18). Для перенесения ковчега завета собираются, таким образом, четыре рода каафитов (ст. 5, 8–10) и по одному роду потомков Мерари и Гирсона.


11-12. Перенесение ковчега завета — места пребывания самого Бога (Исх VI, XXV:22), требовало от левитов и священников чистоты, между прочим, измовения одежд (Исх XIX:10, 15; 2 Пар XXX:3).


13. См. примеч. к 2 ст.


17. См. VI:33.


18. Иаазиил = Азиил 20 ст., Иеиел XVI:5.


19-21. Разделение вышеупомянутых лиц (17–13 ст.) на три хора сообразно с теми музыкальными инструментами, на которых они играли. Второй хор играл «на псалтирях тонким голосом», буквально с еврейского («алаламот») «по-девичьи», девичьим, тонким голосом — дискантом или альтом. Третий ход — «на цитрах, чтобы делать начало» — «ал-гашшеминит» — «на восьмой, последней и самой грубой струне», т. е. самым низким голосом.


22. Xенания — «был учителем пения» — чтение LXX. Из дальнейшего рассказа не видно, чтобы перенесение ковчега завета сопровождалось пением. Поэтому некоторые (проф. Гуляев) все данное место переводят так: «Xенания был начальником левитов в этом деле. Он начинал музыку, потому что был искусен». Другие (Цоклер) присваивают ему роль главного руководителя всей процессией перенесения ковчега завета.


23. Так как при перенесении ковчега не было нужды в привратниках, не чувствовалось необходимости в них и при постановке его на место, то предполагают, что термин «привратник» имеет в данном, а равно и в следующем стихе какое-нибудь особое значение. Не открывали ли двое из них шествие и двое не замыкали ли?


24. Распоряжение трубить в трубы сделано, очевидно, во исполнение предписания Чис X:10.


26. Выражение «помог» едва ли указывает на успех в начале процессии. Противополагая второе перенесение ковчега первому, как видно из XIII гл., неудавшемуся, автор хочет указать словом «помог» на благополучный его исход, окончание. В таком случае и жертвоприношение, о котором идет в настоящем случае речь, имело место в конце перенесения. С этой стороны повествование кн. Паралипоменон отличается от рассказа кн. Царств. По словам последней, через каждые шесть шагов приносился в жертву вол и телец (2 Цар VI:13). Но если трудно предположить, чтобы при громадном стечении народа возможно было рассчитать столь небольшое количество шагов, то естественнее будет считать вероятность сообщения на стороне кн. Паралипоменон. Отмечаемое в ней семеричное число жертвоприношения указывает на особенную торжественность.


27. Автор опускает показание 2 Цар VI,14, что Давид «прыгал» перед ковчегом завета, но, как видно из 29 ст., этот факт ему известен. Опуская показание кн. Царств, он восполняет ее рассказ упоминанием, что Давид и все левиты были одеты в виссонную одежду, точнее в меил. Так как меил был одеждой священников (Исх XXVIII:31), то это замечание указывает, что вся процессия носила церковно-богослужебный характер.