ДУХОВНОЕ ДУХОВНЫМ

1-я Паралипоменон 5

1–10. Потомство Рувима. 11–17. Потомство Гада. 18–22. Война колена Рувимова, Гадова и полуколена Манассиина с арабскими племенами. 23–24. Полуколено Манассиино. 25–26. Отведение трех восточно-иорданских колен в плен.

1. Замечание данного стиха, что Рувим потерял право первородства за осквернение постели отца своего, находится в Быт XLIX:4, но нигде не говорится о передаче первенства Иосифу, хотя это и предполагается Быт XLVIII:5–6, где обоим его сыновьям дается по уделу, так что Иосиф в лице двух своих сыновей получил, как обладавший правом первородства, двойной удел (Втор XXI:17).


2. Сыновья Иосифа не писались первородными потому, что они не обладали данными для такого права первенства, как право власти. Оно основывается на силе, а сильнейшим и по численности и по влиянию был Иуда (Быт XLIX:8; Суд I:1), из его же колена происходили и представители власти — цари (1 Цар XIII:14; XXV:30).


3. Сыновья Рувима в том же порядке исчисляются в Быт XLVI:9; Исх VI:14; Чис XXVI:5–7.


4-6. Потомки Иоили единственная линия, сохранившаяся в известную эпоху в нескольких поколениях. Семь перечисленных здесь имен встречаются и в других местах Ветхого Завета, но в качестве имен потомков Рувима — нигде. Равным образом неизвестно, от кого происходил Иоиль.

4. Стоящее после имени «Шемай» еврейские слово «beno» (сын его ) LXX поняли в качестве собственного имени «Βαναία» и потому вставили между Шемаем и Гогом нового потомка Рувима.


6. Беера, отведенный в плен Феглафеллассаром (см. ниже ст. 26) был князем не всего колена, но лишь того рода, из которого происходил.


7-8. Xотя поименованные в данных стихах лица называются братьями Бееры, но на самом деле они — его старшие родственники. Это видно из замечания о Беле. Он происходил от Иоиля в третьем поколении, тогда как Беера — в седьмом. Но почему старшая линия исчислена после младшей, сказать невозможно. — Ароер — современный Араер при потоке Арноне (Втор III:12), Нево — гора в хребте Аварим против Иерихона (Чис XXXII:38; XXXIII:47); Ваал-Меон — местность, упоминаемая Моисеем вместе с Нево (Чис XXXII:38). В кн. Иисуса Навина (XIII:15–20) протяжение удела колена Рувимова в северном направлении представляется более обширным, так как к северу от Ваал-Меона рувимлянам принадлежал еще целый ряд городов. Восточная граница удела колена соприкасалась с пустыней, отделяющей Галаад от Ефрата.


10. По ст. 20 агаряне были врагами всех восточно-иорданских колен. Сходство имени заставляет считать их потомками Агари, наложницы Авраама. Это подтверждается тем, что в ст. 19 они упоминаются наряду с несомненными потомками ее сына Измаила (см. прим. к 20 ст.). В сирской и арабском переводах вместо «Агаряне» стоит «арабы жители Сакки», у LXX — «пришельцы». То и другое чтение тожественны. Слово Сакка — еврейскому «сука» — «шалаш». В шатрах жили кочевники арабы, почему они и могли быть пришельцами к границам владений рувимлян. Если следовать контексту, то победителями агарян должно считать не всех рувимлян, а только поколение Белы. Но этому препятствует то обстоятельство, что о Беле в ст. 8 и 9 говорится в числе единственном, тогда как в 10 ст. употребляется множественное.


11-17. Родословие Гада. Совместная жизнь колена Гадова с Рувимовым на восточно-иорданской стороне, общие войны с агарянами (ст. 10, 19–20) и одинаковая судьба (ст. 26) являются причиной того, что родословие Гада излагается вслед за генеалогией Рувима.

11. Колено Гадово жило в середине Галаада, составлявшего южную часть владений Ога Васанского (Втор III:12–13), севернее Рувима. Салха лежит в расстоянии 6–7 часов пути от Боцры и 30 часов пути на восток от Иордана. Об уделе колена Гада см. Haв XIII:24–28.


12. Остается совершенно непонятным, почему не перечисляются ближайшие потомки Гада (Быт XLVI:16), и в каком отношении к ним стоят лица данного стиха. Несомненно лишь, что как они, так и нижеупоминаемые жили или в начале VIII до Р. X. при Иеровоаме II или на полстолетия позднее — при Иоафаме иудейском (ст. 17).


16. Согласно с Втор III:12 колено Гадово жило не во всем Галааде, а только в одной половине его; другая была отдана полуколену Манассиину (Втор III:13). Что же касается Васана, то, по Нав XIII:30, весь он был отдан потомкам Манассии, ввиду чего показание данного стиха находится в противоречии с этим свидетельством. Для устранения его ссылаются обыкновенно на то, что заселение гадитами части Васана падает на более позднее время. Как пастухи, они могли занять такие места, которые оказались лишними для манассита. — «Сарон», конечно, не Саронская долина, лежащая при Средиземном море между Кесарией и Иоппией, так как нигде нет указания не только на постоянное поселение здесь потомков Гада, но даже и на временное пребывание в качестве кочевников, а одноименная с нею местности, на восточно-иорданской стороне. Некоторые отожествляют его с Сирионом (Втор III:9).


17. К какому периоду царствования Иеровоама и Иоафама относятся перечисления гадитов, история не указывает. Первое приурочивают ко времени после победы над сирийцами (4 Цар XIV:25), второе ко времени после поражении аммонитян (2 Пар XXVII:5).


18. Замечание о воинственности потомков Рувима, Манассии и Гада подтверждается 1 Пар XII:8, а число способных к войне (44 760) совпадает с числом, показанным в Нав IV:12–13 (около 40 000), и гораздо меньше отмечаемого кн. Числа: 46 500 — рувимлян, 45 650 — гадитян и 32 200 — манасситян (Чис I:21, 25, 35. Ср. Чис XXVI:7, 18, 34). Но это разногласие может быть примирено тем соображением, что при Моисее исчислялись безусловно все способные к войне, как того требовало завоевание Xанаана, а в кн. Иисуса Навина и 1 кн. Паралипоменон только наиболее храбрые и воинственные.


19. Иетур и Нафиш — две народности, происшедшие от Измаила (1 Пар I:31; Быт XXV:15). Судя по 10 ст. война с этими племенами падает на время царствования Саула. В истории его правления о данном событии не говорится потому, что он не принимал в нем участия. Но, судя потому, что Саулом были поражены соседние с Галаадом Моавитяне и Аммонитяне (1 Цар XIV:47), можно думать, что на это же время падают и победы двух с половиною колен над кочующими арабскими племенами.


21-22. Громадное количество добычи напоминает победу над мадианитянами (Чис XXXI:11, 32) и объясняется множеством убитых. В занятых местностях два с половиною колена жили «до переселения», т. е. до переселения им Феглафелассаром (ст. 26).


2З. По свидетельству Нав XIII:30, полуколено Манассиино получило в удел весь Васан; в данном стихе указывается северная граница его владений. Они простирались до Ваал-Ермона, или, по Нав XIII:5, Ваал-Гада, находившегося при горе Ермон, Сенира, каковое имя, по Иез XXVII:8, обозначает одну часть Ермона, а по Втор III:9 является амморейским названием всего Ермона. Обширность занимаемой полуколеном Манассии местности (см. Нав XIII:30–31) соответствует его многочисленности: «их было много» . И действительно, при втором исчислении во времена Моисея в колене Манассиином было 52 700 человек, способных к войне.


24. Имена потомков Манассии нигде более не встречаются.


25-26. Сообщение об отведении заиорданских колен в плен Феглафелласаром является воспроизведением сказания 4 Цар XV:29. о завоевании этими царями Галаада, закончившихся переселением его жителей в Ассирию. Как видно из той же 4 Цар XV-XVI, данное событие падает на время правления Ахаза иудейского и Факея израильского: для защиты от нашествия последнего в союзе с Рециком на Иудею и был приглашен первый Феглафелласар (4 Цар XVI:7). Кроме него наш стих упоминает, согласно с 4 Цар XV:19, еще о Фуле, царе ассирийском, современнике Менаима. С точки зрения кн. Царств и 1 Паралипоменон — это два различные царя. Но в ассирийском каноне эпанимов, представляющем список ассирийских царей данного периода, Фула не значится, а ассириологи признают не подлежащим сомнению тот факт, что под этими именами кроется одно и то же лицо. О местах поселения пленников см. прим. к 4 Цар XVII:6.