ДУХОВНОЕ ДУХОВНЫМ

Варух 3

1–8. Окончание молитвы о помиловании. 9–38. Восхваление мудрости Божественной.

1-8. Иудеи просят Бога смилостивиться над ними, во-первых, потому, что Бог на самом деле милосерд и, во-вторых, потому, что они раскаиваются в своих грехах пред Ним.


3. Мысль этого стиха понятнее выразить можно так: Ты, Господи, живешь вечно. Ужели Ты не дашь нам здесь, в скором времени, увидеть спасения, на которое мы надеялись? Ведь мы — смертны и смерть уже недалеко от нас — мы не имеем божественного свойства вечности и ждать долго не можем…


4. «Умершие». Что иудеи верили в молитвы умерших за живых — это видно из книг Маккавейских (2 Мак XV:14). Впрочем арх. Антонин предполагает возможным, что греческий переводчик смешал стоявшее в подлиннике слово metei = «малолюдные» (ср. Ис XLI:14) со словом metei (от другого корня), означающее «умершие».


5. «Рука Божия». — Это метонимия. Здесь имеются в виду чудеса, совершенные рукою Божией для Израиля.


7. «Вселил страх Твой», конечно, различными обнаружениями Своего гнева против отступивших от него иудеев.


9-38. С 9-го ст. начинается вторая часть книги. В настоящем отделе пророк увещевает свой народ искать мудрости, от которой зависит все счастье народа (9–14). Другие народы не поняли значения этой мудрости, будучи преданы земным интересам (15–23). Да, впрочем, никто сам, своими собственными силами и не мог бы постичь эту мудрость! Она ведома только Одному Богу, Творцу и Устроителю вселенной, Который и сообщал ее Своему народу (29–39).


13-14. Здесь изображаются плоды мудрости: вечный мир, долгоденствие, богатство и свет очей, или счастье и довольство.


18. «Которые занимались серебряными изделиями» . Так как непонятно, почему из числа разных художеств и ремесел поминается только это, то можно согласиться с о. Антонином, который предполагает, что слово «занимающееся» — по греч. τεκταίνοντες — переводчик употребил вместо слово λογιζόμενοι = думающие, интересующиеся.


22. Ханааном — здесь названа Финикия, наиболее культурное государство древности.


23. Мерра — по греч. Μερραν — более нигде не упоминается. Поэтому арх. Антонин полагает, что греческий переводчик передал так не разобранное им еврейское слово Dedan, которое действительно можно прочитать как Merran. О Дедане же см. Ис XXI:13. — «Баснословы» . По всей вероятности, здесь имеются в виду пользующиеся на востоке большим уважением составители притчей и поучительных рассказов. Об этих рассказчиках упоминается и в некоторых подписях, находящихся на Синайских горах. «Помяни, Господи, рассказчика Иакова» и т. д. (См. у о. Антонина с. 312–313).


24. Как должен быть благодарен Израиль Богу за то, что эту мудрость, столь желанную для всех народов, но недоступную для них, получил он — конечно, в законе Божием, данном через Моисея, и в писаниях пророческих! — «Дом Божий» — это весь мир.


25-28. Премудрость нельзя найти было ни у могучих древних исполинов, которые и погибли (между прочим, от меча евреев — Нав XI:21; XV:13–14), от того, что не имели мудрости.


29-31. Премудрость нельзя найти ни на небе, до которого люди не могут взойти, ни за морем.


32. Только один Бог, Творец вселенной, нашел мудрость и сообщает ее тому, кому хочет.


34. «На стражах своих», т. е. на своих им указанных местах. Звезды, очевидно, приравниваются здесь к воинам, стоящим на страже.


37. «Он нашел все пути премудрости», т. е. изобрел, начертал в уме Своем полный путь, устав мудрости религиозно-практический (толк. арх. Антонина). — «Даровал…», конечно, на Синае, в законе, данном через Моисея.


38. «После того Он явился…» Писатель, очевидно, употребляет прошедшее время вместо будущего, как и все пророки. Он хочет сказать, что после окончания ветхозаветной истории домостроительства нашего спасения, представлявшей собой эпоху приготовления человечества к принятию Мессии, Бог явится Сам на земле и будет пребывать между людьми. Церковь наша, вслед за блаж. Феодоритом, видит здесь пророчество о Боговоплощении (Богор. воскр. на Вел. веч. гл. 8-й; Канон в нед. Ваий п. 9 тр. 2) и потому читает Варух III:36–4, и в навечерие праздника Рождества Христова.