Сирах 21
Беги от греха, как от лица змея. Не будь насильником и немилостивым. Цени мудрое обличение и мудрый совет. Мудрость не в громком голосе и не в искусстве языка. Не всякому любезны и не для всякого доступны заветы мудрости.
1-5. Дополняются 10–11 ст. Упорных грешников ожидают и временные, и вечные наказания.
6. Моление из уст нищего — только до ушей его, т. е. не идет дальше ушей самого молящего. Но суд над ним, т. е. действие божественного правосудия в отношении забытого людьми нищего, поспешно приближается: не погрешивший в своих упованиях нищий будет помилован, а злосердие людей будет наказано (Мф XXV:31–46).
9. Безрассудно задолжавший может погибнуть под тяжестью неоплатного долга.
12. Обладает своими мыслями, т. е. благоразумен, «в своем уме».
13. Мудрость — совершение страха Господня — т. е. истинная мудрость человека заключается в уразумении им благой и совершенной воли Божией и благоговейном следовании ей в своей жизни.
14. Кто неспособен, — т. е. маловосприимчив к урокам мудрости.
15. Есть способность, умножающая горечь — т. е. усиленная восприимчивость ко всему дурному.
21. Совокупность высоких истин и мудрых правил, проникая в сознание неразумного, представляет из себя такой же хаотический беспорядок ни чем не связанного материала, какой можно наблюдать на месте разрушенного дома. Знание неразумного — слова, действительный смысл которых недоступен ему.
28. Многоречивый, но не мудрый, оратор повторяет чужие мысли, а потому большой самоценности не имеет. Слова же благоразумного — плод его мудрости, и потому ценятся очень высоко.
29. В устах глупых поспешно обнаруживается все сердце их; уста же мудрых не скороречивы, сокрыты в их мудром сердце .
30. Ближайшей причиной зла и страданий человека являются нередко дурные влечения его собственной души.