ДУХОВНОЕ ДУХОВНЫМ

Иеремия 10

1–9. Ничтожество идолов. 10–16. Величие Иеговы. 17–25. Необходимо преклониться пред приговором Иеговы.

1-9 Все языческие приметы и самое языческое служение богам, в особенности поклонение разным истуканам, в высшей степени бессмысленно. С иронией пророк говорит о том, как делаются эти истуканы.

1 Дом Израилев — т. е. находящиеся в плену северные колена (ср. III:11 и сл. VII:12).

2 Пути язычников — образ жизни язычников и особенно их религия. — Знамения небесные — некоторые необыкновенные явления в мире небесных светил.

3 Уставы — т. е. основные положения веры. (Об идолах ср. Иc XL:19 и сл. XLI:7; XLIV:12 и сл.)

5 Как обточенный столп — точнее: как пугало для птиц в огороде. (Ср. Ис XLVI:7 и XLI:23).

9 Фарсис — см. Ис XXIII:1. — Уфаз — Офир (Таргум, Феодотион).

10-16 В противоположность ничтожеству идолов пророк изображает величие Иеговы, пред которым все идолы падают.

13 О хранилищах ветра см. Иов XXXVII:22.

17-25 Пророк предвидит нападение вавилонян на Иерусалим, падение города и отведение народа иудейского в плен. Роптать против такого решения Иеговы не следует, потому что иудеи сами виновны в своей погибели. Притом нельзя смотреть на поражение иудеев как на окончательное.

17 Здесь пророк, очевидно, обращается к жителям Иерусалима.

19 Моя скорбь — т. е. она заслужена мною. Пророк говорит от лица лучшей части иудейского народа.

24 Народ умоляет Бога об уменьшении меры заслуженного им наказания.

Особые замечания. Отдел с 1 по 16-й ст. является вполне самостоятельным, тогда как 17–25 ст. по форме и содержание явно примыкают к предыдущим изречениям из времен Иосии и Иоакима и, может быть, образуют заключение к храмовой речи, заключающейся в VI–IX гл. — В тексте LXX не имеются 6, 7, 8 и 10 ст. Довольно сильно различие между подлинным текстом и текстом LXX и в отделе с 17 по 25 ст.