ДУХОВНОЕ ДУХОВНЫМ

1-я Царств 28

Враждебные замыслы филистимлян против евреев. Посещение Саулом аэндорской волшебницы.

1. Пребывание Давида в стане филистимлян и его мнимое служение интересам последних (XXVII гл. ) внушало врагам евреев надежду на успех затеянного ими предприятия.

2. Ныне ты узнаешь, что сделает раб твой. Осторожный ответ Давида был истолкован Анхусом в благоприятном для себя смысле.

3. На вопрос о том, "почему священный писатель, написав выше (XXV:1) о кончине пророка Самуила, снова упоминает о ней", блаж. Феодорит отвечает: "Намереваясь повествовать о волшебнице (вызвавшей тень Самуила), он вынужден был упомянуть и о смерти Самуиловой" (Блаж. Феодорит, толк. на 1 Цар, вопр. 62).

4. На этот раз филистимляне вторглись в землю евреев не по прямому пути - в ее южную часть, где тотчас могли встретить войско Саула, а сделали обход к северу и проникли в долину Ездрилонскую, наиболее удобную для действия их конницы.

Сонам - город Ездрилонской долины. Гелвуй - гора к югу от Сонама.

5. Крепко дрогнуло сердце его. "Это был уже не тот Саул, который не знал страха на войне и не считал количества врагов своих. Года, житейские треволнения, болезнь и сознание затаенного недовольства и недоверия подданных сломили его дух, подорвали веру в себя" (Я. Богородский, "Еврейские цари", с. 118).

7. Сыщите мне женщину волшебницу. Ср. конец 3 стиха. Очевидно, волшебство было преследуемо прежде Саулом не с полным убеждением в его суетности; и, быть может, не столько из религиозных побуждений, сколько из опасений его чар против себя.

Аэндор - на север от Гелвуя, между Гелвуем и Фавором.

9. См. конец 3 стиха.

12. Грозный, обличающий вид Самуила подсказал женщине, что пред ней не кто иной, как непримиримый враг пророка - еврейский царь Саул.

13-14. Вопреки ожиданиям самой волшебницы, произошло не призрачное, а действительное чудо: Бог облек бесплотную душу Самуила подобием тела, дабы еще раз выразить отступнику свою непременную волю о нем и его доме (см. блаж. Феодорит, толк. на 1 Цар, вопр. 63).

16. Сделался врагом твоим, т. е. перестал быть благосклонным к тебе.

17. См. XIII:8-14; XV; XVI.

18. См. XV.